Для того чтобы проследить историческое развитие такого направления в современном искусстве как ландшафтный дизайн и архитектура нужно начать с глубокой древности, зари человеческой истории, ведь именно оттуда и берет свое начало этот вид человеческой деятельности, без которого невозможно представить себе современный мир.
Уже в Шумерской, Ассирийской и Вавилонской цивилизациях мы находим строгое геометрическое расположение улиц и систем каналов. В Древнем Египте находились первые из известных нам садов, которые принадлежали знатным вельможам, фараонам либо жрецам. Они представляли собой регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Это также известные по всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, аллеи из пальм - "Аллеи сфинксов", где применялись великолепные элементы ландшафтного планирования.
Колыбель всех культур Эллада, а позже - древняя Греция оставила нам сведения о регулярной планировке греческого города 4 века до нашей эры, точно вписанного в ландшафт. История говорит о существовании в Древней Греции садов при учебных заведениях, а также театров и атриумов - закрытых домов, в центре которых водоём, позже - патио около дома, которые относятся к садово-парковому искусству. Современный малый сад является ни чем иным как отображением Древнегреческого атриума.
В то время как греки стремились создать композиции, в которых творение рук человеческих соединяется в единой гармонии с природой, римские ваятели прекрасного создавали монументальные композиции, поражающие величественностью и пышностью. Трудно себе представить роскошные Древнеримские дворцы без ярких цветников, каскадных фонтанов, широких аллей, великолепных скульптур. В этот период зарождается искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников - топиарное искусство.
Языческая античность сменялась христианским средневековьем и садово-парковое искусство, как отображение мировоззрения, претерпело некие изменения. Если раньше в садах стояли статуи таких языческих богов как Сатурн, Уран, Зевс то теперь на смену им пришли новозаветные мотивы, чаще всего это Богоматерь с Младенцем на руках. Но в основном замковые и монастырские сады носили утилитарное назначение - это были плодовые сады и виноградники, а так же "аптекарские огороды" при больницах и приютах. Нет более символичной эпохи в истории человечества, чем эпоха средневековья. Это касается и растительного мира. Так, например роза была символом Богоматери, аквилегия - символом Святого духа, белая лилия - символом невинности и чистоты, земляника обозначала справедливость, ландыш - капли крови Христа (красные ягоды), яблоня - грехопадение, виноградная лоза - символ Иисуса Христа. Лабиринт обозначал противоречивость ума и паломничество.
Итак, в разные эпохи сады и парки создавались для разных целей. Так, в средние века это было место для молитв, размышлений и бесед, в эпоху торжества разума, - эпоху Возрождения это было место для собрания интеллигенции и аристократии, танцев и игр, в эпоху Романтизма это было место для прогулок и романтических свиданий. Но во все времена сады и парки это были отдельные мирки, маленькие ухоженные леса, места, где можно было уйти от суеты и проблем быстро надоедавшего быта.
Регулярный и пейзажный сад сегодня выделяют как два основных направления в ландшафтном дизайне. Прямота и симметрия линий, часто перпендикулярных, строгость геометрических форм цветников и элементов ландшафта, а также формирование кроны деревьев и кустарников - это основные признаки регулярного сада. Свобода и естественность, максимальное приближение к природе, ассиметрия и отсуствие геометрии форм и прямоты линий, создающие впечатление дикой природы - это основные черты пейзажного стиля в садово-парковом искусстве. Этот стиль характерен для японских садов и русского "кантри". Однако оба эти стиля могут совмещаться один с другим как, например, в английских пейзажных садах, где в боковой части нередко создавали регулярные насаждения.
В связи с разностью миропонимания европейского и восточного человека, сады часто разделяют по смысловому значению на европейские и восточные. Если для европейца важно эстетическое назначение сада, как места для наслаждения красотой и отдыха, то для восточного человека сад наполнен символикой и философской основой, где можно медитировать, созерцать и познавать мир во всем его разнообразии. Это место, где время замирает для того, чтобы наполнить сознание новым смыслом, более глубоким ощущением и пониманием мира.