Храм Святого Семейства (La Sagrada Familia), самое известное творение гениального испанского архитектора Антонио Гауди, сегодня по праву считается не только символом Барселоны, но и одним из великолепнейших соборов третьего тысячелетия.
Идея построить в новом районе Эштампле искупительный Храм, посвященный Святому Семейству, пришла в 1872 году набожному барселонскому книготорговцу Бокабелья. Проект он поручил архитектору Франсеску де Пауле Вильяру, который решил возвести церковь в неоготическом стиле. Однако в 1882 году едва начав строительство, архитектор отказался от работы из-за разногласий с кураторами строительства. В 1883 году проект поручили многообещающему архитектору Антонио Гауди, которому на тот момент было 31 год. Гауди предложил намного более амбициозный проект, взял на себя управление всеми работами и позже посвятил ему 43 года своей жизни до самой неожиданной смерти в 1926 году (архитектор попал под только что запущенный в городе трамвай). По замыслу архитектора храм должен был состоять из пяти нефов, трансепта, апсиды, обходной галереи, трех фасадов и 18 башен, а также вмещать более 13 тысяч человек прихожан и служителей церкви, а также 1,5 тыс. человек хора на боковых балконах.
Понятно, что такое огромное вместительное здание должно иметь достаточную площадь и транспортные пути для прибытия и временного размещения людей. Надо сказать, что в то время, когда начались работы, участок представлял собой футбольное поле в городе San Martín de Provensals, рядом гуляли дети, а местные жители устраивали пикники в тени деревьев и пасли стада коз. Позже, в связи с планом расширения Барселоны этот район вошел в ее состав. Известно, что на этом месте изначально планировали построить ипподром.
В 1903 городской совет устроил публичный конкурс, в ходе которого урбанист Леон Jaussely предложил план расширения города, который должен был присоединить к раширяющейся Барселоне Сан-Марти-де-Провенсальс, а также включал план обустройства площади вокруг собора. В 1906 Jaussely обратился за советом к Антонио Гауди , чтобы определить приоритеты и направления его работы. Однако окончательный план обустройства площади, принятый в 1907 , так и не был реализован. Согласно нового Генплана развития Барселоны, разработанного Ферраном Роме в 1917 году было решено оставить большую площадь вокруг Храма, создав только небольшие сады, чтобы обеспечить просмотр фасадов.
Однако из-за разногласий и этому проекту не суждено было осуществиться, вплоть до Всемирной выставки 1929 года, рядом со строящимся собором оставалось футбольное поле. Сады вокруг церкви были разработаны ландшафтным архитектором Николау Мариа Рубио Туриди (1891-1981), который являлся одним из соавторов проекта парка на горе Монжуик и сада королевского дворца в Педральбес, он же впервые в Каталонии создал ландшафтный парк.
Николау Мариа Рубио Туриди из уважения к идеям Гауди, не терпящего прямых линий, старался избегать лобовых перспектив и спроектировал сады с изогнутыми прогулочными дорожками, только вид спереди храма была оформлен растительностью. Площадь (Plaza de la Sagrada Familia) была открыта в 1928 к открытию Всемирной выставки в Барселоне, но работы по строительству храма после почти 30-летнего перерыва были продолжены только в 1952 году.
В течение 1960-1970-х годов площадь вокруг Храма стала привычным местом для уличного рынка, что естественно негативно сказалось на ее облике. Местные жители встали на ее защиту, засыпая городские власти многочисленными жалобами и протестами. Не смотря на продолжающееся строительство, Храм привлекал огромное количество туристов со всего мира и вид грязной, вытоптанной, заставленной торговыми палатками площади отнюдь не создавал необходимую для такого святого места атмосферу возвышенности и умиротворения. Поэтому в 1975 году городской совет принял решение о реконструкции скверов на площади, хотя проблемы с уличной торговлей продолжаются по сей день. Последняя реконструкция площади производилась в 2010-2011 годах. Были высажены новые деревья и кустарники, обновлены системы полива и освещения, а также уличная мебель.
В соответствии с муниципальной переписью 2011 года , на площади возле Храма высажено 6000 плющей , 150 кустов роз, 100 кустов абелии крупноцветковой (Abelia х grandiflora), более 200 кустов ароматных и засухоустойчивых многолетников, около 250 кустов вечнозеленого лоха Эббинга (Elaeagnus х ebbingei и фейхоа ( Acca sellowiana). Кроме того, на площади растут 200 деревьев 53 различных видов, наиболее распространенными из которых являются софора японская (Styphnolobium japonicum), палисандр (Tipuana tipu) (22%), церцис европейский (Cercis siliquastrum) (11%) и мелия ацедарах (Melia azedarach (10%). В скверах на площади растут также пинии, каркас западный (Celtis occidentalis), лавр благородный (Laurus nobilis), слива Писсарди, кипарисы (Cupréssus) и можжевельники, финик канарский и т.д.
Ограждения увиты бугенвилей, жасмином (Trachelospermum jasminoides) и красивой лианой из Южной Африки ( Podranea ricasolianа), похожей на текому с розовыми цветками. Ассортимент подбирался с учетом неприхотливости, жаростойкости и высокой декоративности на протяжении всего года, достигаемой сочетанием вечнозеленых, а также листопадных декоративнолиственных и красивоцветущих растений.
Расположенные со стороны главных фасадов Рождества и Славы Божьей скверы планировались как место отдыха, умиротворения и созерцания. Башни отражаются в водах двух искусственных прудов, окруженных плотной завесой зелени. Свои изящные ветви наклонила над водой ива вавилонская(Salix babylonica), а мечевидные листья юкки(Yucca) и хамеропса(Chamaerops humilis) выглядят контрастно и драматично.
Известно, что архитектор Гауди был не только большим любителем и знатоком растений, но и черпал вдохновение в совершенных формах цветов, деревьев, грибов, насекомых и морских обитателей, воплощая свои наблюдения в конструкциях зданий и сооружений, отделке фасадов, ограждений и т.д. вплоть до дизайна мебели и дверных ручек.
Нефы Храма задуманы как огромный духовный лес, колонны ветвятся и напоминают высокие деревья, форма окон и узор витражей похожи на цветы и листья.
Меня впечатлило красивое навершие столбика ограды, выполненое в форме куста артишока испанского (Cynara cardunculus ), популярного пряно-вкусового овощного растения во многих странах, в том числе в Испании.
Непосредственно у входа в Храм Гауди также оставил небольшие островки для зелени. Здесь высажены вечнозеленые жаростойкие травы, декоративные на протяжении всего сезона, образующие плотные куртины с различной окраской листьев, обильно цветущие и ароматные: розмарин(Rosmarinus officinalis), лаванда ( Lavandula), сантолина кипарисовидная (S. Chamaecyparissus) шалфеи (Salvia farinacea) и ладанник (Cístus).
Живая изгородь из лоха Эббинга (Elaeagnus х ebbingei повторяет извилистый силуэт фасада школы при Храме Святого семейства, в которой Гауди предполагал обучать детей из обездоленных семей.
В Храме Святого Семейства открыт музей, рассказывающий о жизни и творчестве великого архитектора Антонио Гауди, а также посвященный историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. Здесь же продолжает работу конструкторское бюро , занимающееся дальнейшим возведением Храма. Через большие окна можно видеть множество макетов и чертежей, что еще больше подчеркивает гениальность великого архитектора, работавшего более века тому назад.
Фото автора
Виктория Рой
ландшафтный дизайнер
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш Сад»