В эпоху просветительства в Европе развился новый архитектурный стиль, который сказался и на приемах декоративного садоводства. Исчезли стриженые формы и четкие аллеи, прямые линии и геометрические узоры цветников. Фонтаны стали считать насилием над природой. Взамен в парки пришли пейзажные композиции, натуралистические картины. Появились зеленые газоны с декоративными группами деревьев и кустов, изогнутые линии троп, овальные очертания прудов. «Я спокоен и наслаждаюсь природой, - писал Ж.Ж. Руссо об одном из таких парков, я дышу полной грудью, и нет посредника между мной и божественной гармонией мира».
Не только геометрический и ландшафтный приемы декоративного садоводства сохранились до нашего времени и активно используются при сооружении современных парков. Часто употребляют и символический прием, когда посадки определенных видов растений связаны с соответствующей смысловой нагрузкой. Например, дуб означает могущество и силу, тис - долголетие, ива повислая - печаль и тоску, береза белая - чистоту и нежность.
Понятно, что на малых по размерам приусадебных участках и подворьях тяжело выдержать соответствующие приемы декоративного садоводства. Но в этом и нет необходимости. Гораздо важнее, чтобы функциональность и декоративность посадок не возражали друг другу и гармонировали между собой. Сравнительно редко приходится встречать участки, где растения размещены эстетически грамотно. Помните, как у Антуана де Сент-Экзюпери: «Наверное, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять».
Искусство создавать декоративные насаждения в Японии называют живой живописью. Еще бы! Много сил тратит художник, воспроизводя натуру на полотне. Вызывают восхищение усилия скульптора, который ваяет по камню. Но как оценить искусство садовника, который предусматривает композицию своей картины из живых растений через несколько десятилетий вперед?
Существуют ли законы садоводческой живописи? Конечно, они есть. Мы уже упоминали символику деревьев. Издавна известен и «язык» цветов. Так, сочетая между собой различные виды растений, можно выразить все или почти все, чем живет семья и в чем заключаются ее идеалы.
В планировании посадок тоже есть свои закономерности. Наиболее ценные виды деревьев, кустарников или цветов высаживают, как правило, в центре двора или перед входом. Такие растения сами по себе являются центром экспозиции, ее главной идеей. Если это одно или несколько симметрично расположенных деревьев (кустов), их называют солитером. Солитеры отличаются яркой окраской листьев, декоративной формой кроны, пышным цветением или другими исключительными признаками. Они могут выполнять и смысловую нагрузку, его символику. На приусадебном дворе нельзя использовать много солитеров: они непременно будут «конкурировать» между собой. Лучше выбрать что-то одно: серебристую елку или повислую вербу, крупнолистную катальпу или стройную тую, куст роз или красную калину. Это уже в зависимости от предпочтений хозяина.
Посадки не должны укрывать собой всю площадь приусадебного участка. Вдоль периферии их делают более густыми, используя для этого наиболее высокие деревья и кусты. В центральной части участка оставляют место для солитеров и цветников.
В южных районах схему размещения посадок несколько изменяют, высаживая деревья более равномерно, чтобы создать из них защиту от жарких лучей солнца. Однако и здесь необходимо предусмотреть свободную от крупных растений площадь возле дома.
Если растения одного вида высаживают рядом в количестве до десяти штук - это группа. Групповыми посадками декорируют дома, хозяйственные постройки, украшают газоны и уголки сада. Группы растений могут быть ажурными или плотными в зависимости от того, насколько близко они смыкаются кронами. Издавна в декоративном садоводстве применяли прием посадки деревьев «букетами», то есть, чтобы они впоследствии срастались стволами. Существовала и другая форма группового размещения деревьев: триног или осьминог. В этом случае несколько деревьев прививали в одну крону, создавая тем самым удивительное растение на нескольких стволах-подпорках.
От групповой посадки следует отличать биогруппы, состоящие из разных видов жизненных форм растений: берез и елей, кленов и рябин, елей и калин и т.д. Подбирая растения для биогруппы, необходимо учитывать не только их декоративные признаки, но и биологические свойства: светолюбивость, требовательность к почвам и влаге и т.д.
Довольно редко на небольших по размерам приусадебных участках, а чаще во дворах городских домов можно увидеть посадки кустов куртинами. Это пространство, ограниченное тропами или газонами, на котором растут разные виды растений. Иными словами, куртины - это наименьшая составляющая единица декоративного насаждения. Куртины размещают на плане, чтобы отделить участок от строений, улицы или поля. В зависимости от назначения куртины могут быть чистыми или смешанными (из одного или нескольких видов растений), ажурными или плотными. Хорошо украшают кварталы новостроек ажурные куртины белой березы, плотные заросли цветущей сирени.
Если деревья или кусты высаживают рядами вдоль тропы, их называют аллеей. На приусадебных участках аллеи создают из сирени, чубушника, туи, елок. Однако почти всегда это посадки одного вида растений.
Декоративные насаждения, открывающиеся вдали, называются панорамой, ее открытая передняя часть, так называемый партер, состоит из газона, цветников и низкорослых кустарников. Конечно, в условиях небольшого двора трудно создать пейзажную панораму, где были бы все три дистанционные планы: передний - партер, задний - фон и средний - экспозиция. Поэтому панорама будет неполной, но и в этом случае она станет живописной, если удастся «отодвинуть» фон или экспозицию максимально назад, увеличивая за этот счет партер.