Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам культурой других народов и осознаем, насколько же мал мир, в котором мы живем. Одним из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока стали интригующие принципы китайского садового искусства.
С самого момента зарождения этого направления искусства (а ландшафтный дизайн в Китае всегда считался именно искусством) создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы Буддизм как наиболее влиятельное на культурную и духовную жизнь людей направление философских школ превнесло свои принципы и в ландшафтный дизайн.
Особенно очевидным это влияние стало между 6-ым и 11-ым веками. Как результат - садовое искусство Китая прежде всего опирается на духовные аспекты, что, однако, не означает обязательную принадлежность дизайнеров к определенной философской школе, но соблюдение ее общих принципов.
Каждый, кто занимался ландшафтным дизайном, черпал вдохновение из естественных пейзажей, а исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере - результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. На Западе китайское изобразительное искусство, пожалуй, наиболее известный образец такой концепции, в которой время соотносится с пространством и вовлекает созерцателей в большей степени в смысл изображенного, нежели простое визуальное восприятие.
Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа.
В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, дизайнеры стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.
Основные принципы
С самых давних времен архитектура китайских городов отличалась системностью, предсказуемостью и строгим контролем над человеческой деятельностью. Расположение, масштаб и структура построек подчеркивали исключительную значимость каждого строения; стены и ворота тщательно контролировали доступ. Архитектура была своего рода точно регламентированным визуальным языком, который легко читался всеми жителями.
С другой стороны, сады в Китае была противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады всегда символизировали собой мир, который лежит вне социальных отношений и олицетворяет другой, гораздо более широкий взгляд на философию. Если в городах господствовало конфуцианство, ориентированное на упорядочение социальных групп, то для садов характерен даосизм, проповедовавший личный, свободный опыт каждого. Живущий в гармонии с Природой человек наделялся умственным здоровьем и физическим долголетием.
Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с тех древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью. Хотя сады в Китае являют собой воплощение Природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь через молчаливое созерцание образов.
Следущий принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная. Владельцу принадлежало могущество всех сил Природы, а в саду можно было встретить символические образы всех составляющих Вселенной - инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство и даже строго архитектурные компоненты.
И, наконец, третий, последний принцип – так как сады были зачастую малы по размерам ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов, новизна восприятия основывалась на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека, далеко превосходящих физические составляющие. Очень часто в садах прокладывались изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости должны были сделать больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую.
Использовалась также техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. Даже небо вписывалось в ландшафт, отражаясь в поверхности обязательного для китайских садов водоема. Ни один сад в Китае не есть собственно сад – обычно он состоит из нескольких садов, разделенных стенами, галлереями и даже зданиями, так чтобы предстать перед нами в виде череды контрастных образов. Сад в Китае – будь то небольшой городской сад или внушительных размеров сельский – передает чувство бесконечности пространства и времени, то есть тот образ целой Вселенной в одном отдельно взятом саду, который лежит в основе принципов построения сада. Обладание этим «микромиром» обогощает его владельцев философской мудростью.
Философия
В то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основные элементы любого китайского сада.
Камни и вода символизирует базисные составляющие Природы – инь и ян; это основа, на который держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание; проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал.
Камень
Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых – как собственно строительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. За последние тысячу лет строительство абстрактных каменистых садов стало значимым направлением искусства; китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени - множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью.
Большинство китайцев буквально благословят камни, считая их источником существования Земли. В некоторых садах камням специально выделяли лучшее место или размещали их в центре всей композиции, словно скульптуру Будды на алтаре буддийского храма. Причудливой формы камни – это, пожалуй, первое что приковывает к себе взгляд знакомящегося с культурой китайских садов.
Обычно это известняк, добытый с озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить казалось бы неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искуственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности.
Существуют еще так называемые «камни-побеги», получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним.
Вода
Сад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода как циркулирующая система Земли превносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и превносит прохладу в сад.
Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне.
Зеркало и отражение
В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Отражая предметы как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Этот принцип представлен и в ландшафтном дизайне: водная гладь подобна зеркалу – и будь то естественный водоем или искуственно созданный пруд, эстетическая направленность этого элемента садового дизайна одинакова. Она обращена внутрь и направлена на совершенствование духа. Садовое искусство Китая – это прежде всего воплощенный образ, или, другими словами, отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия Человека на Природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова.
Архитектура
Западных посетителей зачастую смущает количество зданий, располагающихся в садах Китая. Сад здесь всегда считался продолжением дома, жизненным пространством под открытым небом, а расположение зданий в нем – одним из основополагающих элементов общего дизайна сада. А так как здания в саду были менее ограничены общими законами архитектуры, они строились так, чтобы ни одно из них не было похоже на другое. Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, но каждое здание в саду соотносилось с общей концепцией и идеей и имело строго определенные функции, зачастую не связанные с его прямым назначением.
Так, с верхних открытых террас человек мог любоваться широкой перспективой сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближала человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме приют бессмертия и вечности. И в этом благородном возвышении обычно размещалась библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой восходит человек, приближаясь к небу.
Зачастую строения не имели сплошных стен , а вместо этого огораживались лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад. Практически всегда на приподнятых террасах строились выходившие на пруд элегантные веранды – место, откуда открывался прекрасный вид на сад, а сами эти веранды становились центром композиции всего сада. По контрасту с этими постройками сооружалось множество простых небольших строений, зачастую обозначающих периферию сада, размещенных вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах даже строили т.н. архитектурные «лодки» - одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.
Растения
Сад, созданный меняться от сезона к сезону, удивляет посетителей своей переменчивостью и постоянным движением – ведь Вам никогда больше не удастся увидеть сад таким, каким Вы увидели его сегодня. Простой листок, на который Вы обратили свое внимание всего неделю назад, уже изменился и предстает перед Вами в новом образе. Деревья как-то неожиданно покрываются плодами, одни краски и запахи уступают место другим. Сад каждый день неожидан и неповторим!
В западных садах цветы зачастую играют главную, солирующую роль. В искусстве Китая то, что мы не можем увидеть глазами, имеет, может быть, более важное значение, чем то, что открывается взору. Все элементы в саду, и растения, естественно, имеют свой скрытый символизм. Одним из любимых растений является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание. Вечнозеленую сосну, также как бамбук и абрикос, называют в Китае «тремя друзьями зимы».
Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая.
Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае «тремя любимыми цветами». В мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является именно Китай.
Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок - символ женской красоты, а с другой – мужское начало, или ян. Это одно из первых растений, которое стали использовать просто в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду. Знаменитый путешественник Марко Поло, обнаружив в 8-ом веке китайские пионы, назвал их «розами величиной с кочан капусты». Цветут пионы в основном в июне. Их корни используются также в медицинских целях.
Также из Китая пришли к нам хризантемы. Изначально используемые для медицинских целей, эти цветы позже стали цениться и за их красоту, а также использоваться в качестве добавок в некоторые виды чая. Сладкая олива пробуждается осенью. Это растение по-королевски благородно, элегантно и постоянно. Оно также ассоциируется с луной, так как согласно легенде именно в тени этого дерева священный заяц приготовил элексир жизни. Кремово-белые цветки этого растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, парфюмерии и в медицине.
Завершенность
Правильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает чувство, что здесь нечего добавить и в то же время нет ничего излишнего или чрезмерного. Китайские мастера садового искусства создавали сады, которые были многозначительны и выразительны, красивы и совершенны, несмотря на ограниченное пространство, что достигалось принципами «относительности большого и малого» и «все в одном, и один во всем», изложенными в даосизме.
Завершенность как один из принципов китайской философии искусства, предстает в нескольких контекстах:
И ПОСЛЕДНЕЕ. Мы не претендуем на то, что, прочитав эту статью, Вы узнаете все о садовом искусстве Китая. Эта статья – лишь попытка разбудить Ваше любопытство, постараться вызвать у Вас интерес и желание узнать больше о таком замечательном и неповторимом явлении, каким, безусловно, являются сады Китая.