На рубеже XIX и XX вв. возникло новое направление искусства — модерн. Стиль модерн, характеризующийся причудливостью линий, пастельными тонами красок, изысканностью и даже манерностью композиций, нашёл отражение в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.
Эмблемой модерна стал ирис. Сочетание строгих прямых линий его листьев и стеблей с плавностью абриса цветка, а также сдержанная цветовая гамма цветов полностью совпадала с концепцией нового стиля. Ирисы стали появляться везде: в мозаиках на фасадах зданий, в рисунках витражей, в росписях на вазах, веерах, ширмах, на открытках и картинках и, конечно же, в руках у светских модниц. Знакомство человека с ирисом произошло, конечно, задолго до возникновения модерна. Ведь ирисы довольно широко распространены в Евразии и Северной Америке, где они растут у болот, в сырых низинах, на лугах, лесных опушках и в степях.
Некоторые исследователи полагают, что французские королевские лилии, о которых мы говорили на предыдущих страницах, на самом деле цветы ириса. Таким образом, можно полагать, что эти цветы были довольно популярны в Европе задолго до французской революции. Культура ирисов тоже имеет довольно длинную историю, на протяжении которой было выведено около 30 000 садовых сортов, с разной формой цветов и расцветкой: от снежно-белой до тёмно-синей, от нежно-жёлтой до лавандово-розовой и малиновой.