Кактусоводов в стране множество. На первый взгляд их, конечно, не видно. Иногда даже и на второй: все любители кактусов в состоянии говорить на любые другие темы и свое увлечение особо не афишируют. Кактусовод — человек обычно не юный. Это увлечение не терпит суеты. Надо прочитать гору книг, запомнить сотни латинских названий и перестать подсчитывать растения в своей коллекции
Первый свой кактус я украл в аптеке, — рассказывает Юрий Шинкаренко.
Думал ли он, что, отщипнув втихаря кусочек пыльного заморского растения, он определил всю свою дальнейшую жизнь, расписал ее как по нотам — вплоть до температурного режима?
— При 16 градусах отлично спится, — объясняет Шинкаренко. — Так что окна и балкон у меня всегда чуть приоткрыты, только в самые лютые морозы закрываю.
При 16 градусах отлично спится не только людям, но и кактусам, которые в квартире Шинкаренко — везде. На полочках над и под окном как раз те, что зимуют при 16 градусах. Так растения закаляют человека.
Конечно, какая колючка в какой коробочке и какое семечко когда взошло, Шинкаренко сразу на память не скажет: у каждого серьезного коллекционера есть посевной журнал, там и отмечаются все вехи жизни их питомцев.
Зато Юрий знает множество удивительных историй из жизни кактусоводов и кактусов. Оказывается, в советские годы каждый истинный любитель кактусов был контрабандистом или пособником контрабандистов: «дворняжки» из ближайшего магазина настоящего кактусовода никогда не устраивали, а породистое растение можно купить только в специализированной зарубежной фирме.
Как рухнул железный занавес, кактусы тоже слышали: именно тогда одна из первых групп кактусов-переселенцев легально пересекла границу по инициативе Шинкаренко. Правда, операция потребовала от него грандиозных вложений — десяти тысяч долларов. Но когда растения, заказанные у одной немецкой фирмы, прибыли на место, оказалось, что почти все десять тысяч потрачены зря. Пришлось писать поставщикам гневную отповедь на немецком языке с приложением фотографий тех самых кактусов. На фирме поняли, с кем имеют дело, и деньги за больные растения вернули.
Помимо собственно жизненных вех любовь Юрия к кактусам отмечена и правительственными наградами: золотой медалью ВДНХ и памятным дипломом. Приятно, конечно, но кто же станет разводить кактусы ради награды? Наградой являются сами кактусы.