Деревья появились на Земле свыше 300 миллионов лет назад, пережили войны, стихии, эпидемии: деревья являются одними из самых древних живых существ на нашей планете. Люди появились намного позже. Согласно скандинавской мифологии, боги встретили на своем пути два дерева – ясень и вяз – и дали им душу, разум, кровь и румяные щеки – так появились первый мужчина Аска («ясень»), и первая женщина Эмбла («вяз»). В народных сказаниях считается, что, именно свободно растущие, старые деревья являются живыми и одушевленными и что в них живут нимфы, ведьмы, боги и духи, которые перешептываются между собой, когда легкий ветер колышет листья. Но деревья растут не только в лесу, в поле или на лугу. Будучи сердцем сада, они имеют давнюю традицию. Изначально деревья высаживали в собственных садах для защиты от различной нечисти и отвода молний, и в зависимости от вида деревьев, их плоды служили еще и дополнительным источником питания для людей. Символическое значение имеет обычай сажать дерево в день свадьбы или же при рождении ребенка Никто и ничто не продемонстрирует смену времени года эффектнее, чем деревья: весной они наряжаются в свежую зелень и цветущий бело-розовый наряд, летом их наряд приобретает насыщенные краски, осенью удваивают свою красоту золотистым багрянцем, а зимой примеряют пудреные снежные шапки.
Не стоит беспокоиться о том, что деревья обладают сильным ростом. На сегодняшний день существует столько их разновидностей, что для любого сада можно подобрать соответствующую породу дерева: будь то шикарное дерево с раскидистой, рыхлой кроной, или же компактное, не требующее много места с шарообразной или колоннообразной кроной. При выборе «дерева жизни» необходимо принимать во внимание такие аспекты, как характер почвы, условия освещенности и т.д. Подрастая, магический великан или карлик сможет рассказать нам много занимательных историй!
Кельты верили в рай, находящийся на крайнем западе по ту сторону заката. В кельтский рай, именуемый Авалоном, что означает «страна яблок», разрешалось входить только лишь богине Маргане. Когда умер король, она передала ему магическое яблоко или цветущую яблочную ветку, которая показала умершему путь в райскую страну вечной молодости. Считается, что яблоня наделяет нас мудростью, и помогает нам принять правильные решения. Яблоня считается деревом чувственности, любви, молодости, плодородия.
В шаманизме береза (Betula) считалась Космическим деревом, дарующим людям жизнь. Для того, чтобы попросить о выздоровлении больного, в трансе шаман взбирается по священной березе и делает на ее верхушке девять надрезов, что символизирует восхождение через небесные сферы. Эти ступени-зарубки должны проложить ему путь к Богам. До сегодняшних дней береза имеет большую символическую силу, что не в последнюю очередь выражается в ее необычном свойстве: светлая кора, в которой содержится биологически активное вещество бетулин, защищает дерево от поедания животными и от влаги. Большую роль играла береза в германских и славянских поверьях. Она посвящалась богине любви и красоты Фрейе. Согласно поверьям, «майское дерево» принесенное из лесу и установленное в центре селения, должно разбудить весну.
Согласно некоторым традициям, береза считается «оберегом». Так, березы сажали вдоль неосвещенных дорог. Благодаря светлой коре, которая хорошо отражает свет, даже лунный, деревья отлично видны в темноте, что и предотвращает несчастные случаи.
Среди яблонь и берез существуют и низкорослые сорта, например такие как, декоративная яблоня Malus с неправильной округлой кроной и береза повислая Юнги (Betula pendula 'Youngii'), достигающая до 4 м в высоту с зонтичной кроной и плакучими ветвями, свисающими до самой земли.
Для сада также хорошо подходит и светолюбивый вечнозеленый можжевельник (Juniperus) с густыми побегами и хвоей зеленого, желтого и серебристо-голубого цвета. Согласно рукописям древних египтян, римлян и греков, ни одно домашнее хозяйство не обходилось без самого важного лекарственного растения – можжевельника. Сегодня сухие, черно-синие плоды можжевельника, которые поспевают осенью, используют в качестве приправы к мясным и овощным блюдам. А на живописном острове Рюген, расположенном на севере Германии, вплоть до 19 столетия существовал обычай при строительстве дома прятать в фундамент ветку можжевельника, так как считалось, что можжевельник изгоняет любые злые силы.
Кельтские жрецы-друиды наделяли рябину обыкновенную (Sorbus aucuparia) магической силой и верили, что она защищает от проклятий и несчастья. Она неприхотлива, не боится морозов и не требовательна к освещению. Особенно хороша в саду рябина осенью, когда ее украшают яркие ягоды, а листья окрашиваются в золотистые и красные тона. На сегодняшний день существует множество сортов с самой различной окраской плодов – от белой, желтой, до розовой и оранжево-красной. Деревья садовых форм рябины не так высоки, как дикорастущая рябина обыкновенная, а некоторые имеют даже форму кустарников.
Очень выразительно и эффектно смотрится в саду тис ягодный (Taxus baccata) - вечнозеленое дерево с богатой историей, хорошо переносящее обрезку до самых интересных форм. Древневерхненемецкое название тиса „Iwa", что происходит от слова „Ewa", означает Ewigkeit" – вечность, потому что вечнозеленая хвоя считалась символом вечной жизни.
Зимой привлекает к себе в саду падуб европейский, или остролист (Ilex aquifolium) – небольшое вечнозеленое дерево. Он резко выделяется своими блестящими сочными листьями и ярко-красными ягодами на фоне унылых голых деревьев. Падуб очень красив, благодаря декоративности жестких, темно-зеленых листьев, изящно вырезанными по краям, причем каждый зубец вытянут в острую колючку. Листья создают прекрасный контраст блестящим, словно лакированным, алым ягодам, хорошо сохраняющимся на ветвях в течение всей зимы. Согласно народным поверьям, освященная в Вербное Воскресенье ветка падуба защищала от злых демонов и молнии.
Священным деревом кельтов в культуре кельтов считалась и ольха. Кельты верили, что, срубив ольху, можно навлечь на себя беды и несчастья. Считается, что это дерево «подскажет» правильное решение, если вы прислонитесь к нему.
Человек и дерево составляют единое целое, «… и так живут они (фруктовые деревья) в родстве с человеком, радостно окружая его дом, селение, гармонично вписываясь в ландшафт, взрослеют вместе с детьми и каждую весну снова молодеют.» (Жозеф Лайтгеб «О цветах, деревьях и музыке», 1947).
Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»