Суисэки — традиционный жанр японского искусства, в переводе с японского означающий «скалы на подносе». В силу того, что за последние десятилетия к восточной культуре в европейских странах проявляется все больше и больше интереса, жанр суисэки стал весьма популярен во всем мире.
Не так давно последним писком ландшафтной моды стали японские садики. Миниатюрные, с изысканным сочетанием карликовых кустарников, хвойников, мха и камня, дышащие мудростью и вселенской гармонией, они очаровали любителей экзотики. И многие захотели привнести мотивы Страны восходящего солнца на собственные участки. Однако совсем даже немногие решаются затевать дзэн-буддистские эксперименты в масштабе участка. Вот тогда-то приходят на помощь жанры бонсаи и суисэки.
Для того чтобы хорошо представить себе, что такое суисэки и некоторые его особенности, используем следующую простую аналогию: японский сад может быть большим, как парк, и совсем маленьким — 1-2 м2. Если его еще уменьшить — до настольного размера, он превратится в бонсаи — композицию с одним или несколькими крошечными деревьями, мхом, камнями. Такие произведения сейчас популярны во всем мире.
А теперь можно попробовать представить себе бонсаи без дерева. Одни только скалы, иногда немного песка, мха, травы. Суисэки — это концептуальный, наполненный глубокой философией сад камней в миниатюре. Он может помещаться на столе в небольшом ящичке или даже на ладони в маленькой керамической плошечке. Существует несколько видов таких пейзажей: сухие — только песок и камни; композиции с водой и растениями, а также великое множество всевозможных смешанных вариантов.
Как правило, суисэки изготавливаются из натуральных материалов: настоящая земля, натуральные камни изображают скалы в миниатюре, живая трава и естественно растущий мягкий зеленый пушистый мох. Однако у любого правила бывают исключения. Экспонаты, выполненные в жанре суисэки, для того чтобы демонстрироваться на различных выставках, зачастую бывают выполнены из искусственных материалов.
Именно в этом направлении работает известный российский художник-керамист Владимир Юделевич. Он — участник областных и зональных выставок Союза художников. В 1998 и 1999 годах в Национальной галерее художественных ассоциаций и Хоккайдо-центре прошли его персональные выставки.
Отличие представленных на выставке работ от традиционных состоит в том, что камни и скалы здесь выполнены по специальной технологии из керамики. Пришлось разработать ряд особых приемов формообразования и обработки поверхности, глазурных и пигментных покрытий и тонировок, найти составы каменных масс нужного цвета и фактуры, а также фильтрационной способности, чтобы поднимать воду для растений на значительную высоту.
Ничуть не менее важно также соответствие между формой, цветом и фактурой керамического контейнера, в котором, собственно, композиция и помещается, и всеми прочими элементами композиции — скалами, песком, растениями. Если это соответствие удается найти, даже небольшая композиция превращается в образную модель некоего элемента мироздания.
Не случайны и основные мотивы, которые разрабатывает автор: это одинокая скала и врата, пещера, мост и остров, на котором стоит каменный фонарь, символ внутреннего света и непременная принадлежность традиционного японского сада.
Конечно, для того чтобы создать самостоятельно у себя в доме суисэки, совсем не обязательно быть признанным художником или гением. Это, разумеется, никогда не будет лишним условием, но, тем не менее, если вы не являетесь дипломированным членом Союза художников, сильно расстраиваться не стоит. Просто вам нужно быть немного художником в глубине души. И еще, вы должны целиком и полностью проникнуться идеей созерцательного просветления, если не хотите, чтобы ваше произведение стало лишь украшением комнаты наряду с новомодными светильниками и картинами на стене.
Попробуйте воссоздать кусочек японского сада в балконном ящике. Для этого нужно взять емкость более широкую, чем обычный стандартный ящик для цветов или рассады. Кстати говоря, эту емкость вполне можно сделать самостоятельно и раскрасить в какой-нибудь умиротворяющий естественный цвет, например серый или светло-коричневый.
Чтобы ящик выглядел еще более естественно, не старайтесь покрыть его стенки ровным слоем краски со скрупулезной точностью. Пусть они выглядят небрежно окрашенными, пусть на них будут явные разводы. Однако помните о том, что, если емкость пластиковая, искусственный материал должен быть тщательно скрыт слоем краски, а уж потом на нем можно изобразить небрежные разводы.
Затем необходимо сделать дренаж, то есть насыпать в ящик почти до его краев почвосмесь, состоящую из садовой земли и песка. После этого можно смело переходить непосредственно к составлению композиции. Главным ее элементом должен стать камень, ибо именно он, символ вечности, прочности, силы и могущества, формирует настоящую атмосферу японского сада камней.
В настоящем японском саду камни размещают по диагонали, обязательно параллельно или почти параллельно главной части сада, из которой, собственно, и происходит созерцание молчаливых, наводящих на философские размышления громадин. Условие их расположения по отношению друг к другу и по отношению к зрителю в миниатюрном саду камней необходимо сохранить.
Камни используются непременно необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, со следами ветровой или водной эрозии. Старые замшелые камни являются символом мудрости, вечности, неистребимости и всесилия старины. Классическими цветами камней для изготовления суисэки являются зеленовато-голубой, коричневый, красноватый или серый и самые разные оттенки этих цветов. Реже используются камни белого цвета. Главное, чтобы они были чуть приглушенными и выглядели естественно.
Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: трех, пяти, семи. Для суисэки более всего подходит композиция из трех камней, причем размер их должен быть таков, чтобы они не слишком загромождали ящик. Они должны занимать примерно 1/3 ящика.
Композиция из трех камней, включающая один большой центральный камень и два небольших (при этом их вершины должны образовывать треугольник) является классической, традиционной и наиболее популярной.
Примерно посередине между самым отдаленным от зрителя углом ящика и его центром нужно поставить один валун покрупнее, который будет символизировать гору, и пару камней поменьше — для сохранения композиционной идеи.
Камни следует установить на поверхности дренажа, их также можно частично зарыть в землю для более прочного закрепления.
В композиции суисэки используются только невысокие растения, дабы не закрывать вид на камни и не мешать спокойному созерцанию камней. А потому лучше всего высадить в ящик миниатюрные и стелющиеся формы можжевельника, подойдет для этого и обычный плющ. Если ящик достаточно большой, в нем можно посадить карликовые елочки или кипарисовики и неброские альпийские растения, перемежающиеся островками мха.
Мох можно также посадить и между камнями. Только обращаться с ним нужно более чем осторожно, ведь, несмотря на то что чаще всего он вырастает там, где его меньше всего ждешь и где он меньше всего нужен, специально его вырастить очень сложно. А вот без него суисэки не будет выглядеть естественно и концептуально.
Ну вот, ваш маленький японский садик готов! Поставьте напротив него свое любимое кресло, закутайтесь в уютный плед, возьмите в руки томик японских хайку и просветляйте свою душу в философских размышлениях.
myflower, 2010-02-17 15:50:13
А вы не подскажите, как правильно ухаживать за мхом? Ему необходим обильный полив?
|
|