Издавна существует выражение: “каждый кактус - это суккулент, но не каждый суккулент - кактус”. Поэтому в литературе часто встречаются названия типа “Кактусы и другие суккуленты”, или “Суккуленты и кактусы”. История этих определений относится к незапамятным временам формирования континентов на планете Земля, когда Америке досталась роль акклиматизатора и распространителя кактусов с лишь небольшим количеством “других” суккулентов, тогда как Африка стала полновластным владельцем двух третей всех известных науке “чистых” суккулентов.
Таким образом Америка является монопольной родиной семейства Cactaceae и произрастание кактусов на других континентах является лишь их интродукцией в природу тамошних областей. В отличие от кактусов, другие суккуленты встречаются как в Америке, так и в других местах земной поверхности, где им удалось приспособиться к природным условиям произрастания.
Подавляющее большинство суккулентов африканского происхождения сосредоточено на юге Африки, вернее в ее юго-западной части. Огромные пространства этих земель отличаются разнообразием как рельефа, так и почвенно-климатических условий. Географы наделили юг Африки звонкими названиями типа Намакваленд, Рихтерсвельд, Кару, Кнерсвлакте и другими.
Еще в XIX веке суккуленты юга Африки жили относительно спокойно в своих владениях, пока не началось интенсивное освоение их земель европейцами в поисках полезных ископаемых, а также пригодных для сельского хозяйства и животноводства районов. Прокладывание дорог, горнорудные выработки, перепахивание целинных земель под сельскохозяйственные культуры или выпас на них стад домашних животных, интенсивное строительство ферм и городов, промышленных объектов и других признаков цивилизации нанесли ощутимый вред исконному растительному миру Африки, в том числе и суккулентам. Тем не менее до наших дней сохранились многочисленные места произрастания этих эндемиков, частично благодаря охраняемым зонам (резерватам).
Обустроившись, европейцы стали уделять пристальное внимание окружающим их необычным растениям. Любительский интерес быстро перерос в попытки ботанического упорядочения видов малых форм.
ХХ век стал настоящим бумом систематизации всевозможных растительных форм тех мест и, в первую очередь, засухоустойчивых суккулентов. Растения “ведрами” отправлялись специалистам по систематике, часто вперемежку и без указания мест произрастания, что породило спорные вопросы их расстановки по родам и видам. Длительные наблюдения за суккулентами в природе и их исследования при содержании в культуре к концу века привели к консенсусу, и переход в XXI век “ознаменовался” выходом объемных монографий по семействам Crassulaceae (Г. Роули “Крассулы”), Mesembryanthemaceae (С. Хаммер “Род Конофитум. Конограф”) и ряду других.
Географы, почвоведы и климатологи подробно описали условия произрастания растений для почти всех освоенных областей юга Африки, что дало возможность выработать основные правила их культуры в соответствии с распространением в природе и учетом сдвига времен года для южного полушария. В условном делении по исходным характеристикам выделено 7 зон:
1 – Саванна (Savanna)
2 – Грасс-Ленд (Grasslend)
3 – Нама-Кару (Nama-Karoo)
4 – Суккулент-Кару (Succulent-Karoo)
5 – Финбош (Fynbus)
6 – Субтропики (Subtropical Coast)
7 – Заросли (Thicket)
Иллюстрации из книг: VYGIES: GEMS OF THE VELD - A GARDEN & FIELD GUIDE TO THE SOUTH AFRICAN MESEMBS” Ernst J. Van Jaarsveld; Uys de Villiers Pienaar
“CACTI AND SUCCULENTS IN HABITAT” Ken Preston-Mafham