Астрофитумы по праву принадлежат к одним из самых популярных и ценных растений семейства Кактусовых. Род внесен в ботаническую номенклатуру Ш. Лемером (Lemаire, Charles Antoine) в далеком 1939 году.
Уроженцы Мексики, растения не блещут разнообразием форм и других морфологических признаков. Их видовая гамма ограничивается одним десятком, а разорванность ареалов распространения отдельных видов приводит к незначительным отличиям от принятых «чистых» видов, их разновидностей и подвидов.
Однако, в настоящее время поток резко сократился. Например, разновидность var. crassispinus, crassispinoides, minor и niveum А. capricorne лишены своего ранга, а A. senile стал его синонимом. Учитывая малый видовой состав рода, делались попытки отнести его к мегароду Эхинокактус (Echinocactus Link & Otto) в угоду тем временам, когда все шаровидные кактусы были эхинокактусами, а с удлиненными, свечевидными стеблями – Эхиноцереусами.
Не специфический для семейства Cactaceae крапчатый узор эпидермиса стеблей (не считая f. nudum) и строение цветков сохранили для астрофитумов право на родовую самостоятельность. Даже название рода Astrophytum (asrto – звезда и phiton – растение), говорит о «звездном» статусе его видов, усыпанных крапинами различной формы и величины. Благодаря этому признаку растения легко узнаются как в природе, так и в коллекциях.
Места произрастания астрофитумов – подножья скалистых съерр или межгорные плато на наносных минерализованных грунтах, часто с примесью известковых пород.
По габитусу растения представляют собой небольшие ребристые стебли шаровидной формы до 10 см в диаметре (A. asterias) или бочковидные до колоновидных формы стеблей с глубоко врезанными ребрами, свыше 20 см в поперечнике и до 3 метров высотой (A. ornatum). Таких габаритов в коллекциях астрофитумы не достигают, а поэтому занимают сравнительно мало места и прекрасно уживаются по соседству с другими родами кактусов.
Почти два столетия эти растения радовали своими формами и цветением коллекционеров и простых любителей наблюдения за флорой в природе. 2001 год ознаменовался не только началом очередного столетия, но и открытием необычного растения с очень тонкими (не более 5 мм в диаметре), полегающими стеблями до 20 см длиной. Авторы первоописания Веласко и Неварес отнесли этот вид к новому роду Digitostigma (от лат. digitus – палец и греч. stigma – отметина) из-за пальцевидных стеблей с мелкими отметинами (крапинами) на эпидермисе. Вспомните A. myriostigma с множеством (от греч. myrio…) крапин на стеблях. Видовому эпитету находки присвоили название «сaput-medusae», что буквально переводится как «голова Медузы» - самой страшной из трех мифических Горгон со змеевидными щупальцами вместо волос по подобию с «расползающимися» в разные стороны тонкими стеблями вида. Но родовому названию пришел «капут» после сенсационного сходства по окраске и строению цветков «Дигитостигмы» с цветками астрофитумов. А крапчатый узор на стеблях дополнил решение «сильных мира сего» о переводе вида в ряд астрофитумов. С чем до сих пор не могут согласится любители, издавна привыкшие к внешнему виду и размерным параметрам «чистых» астрофитумов. Как бы там ни было, в теперешней литературе это растение теперь значится как А. caput-mеdusaе Nevarez & Velazco. Таким образом семь «звездных» кактусов пополнилась неожиданным членом.
Еще одним морфологическим «ударом» по спокойной жизни растений стала их способность к межвидовой гибридизации и клонированию с получением устойчивых в поколениях культиваров и гибридов в культуре.
С легкой руки японских «экспериментаторов» рынки заполнились многочисленными «онзуками» и «супер кабутами». Часть их уже помещается в специализированных сборниках, где встречаются поистине эффектные экземпляры со сверхкрапчатыми узорами эпидермиса.
Что дальше? Трудно ответить на этот вопрос, но настоящим коллекционерам и ценителям красоты стоит уважать «звездный» статус созданных Природой растений и, по возможности, сохранять их чистоту при опылении в период цветения и выращивания из семян.
Фото и растения Елены Ивановой