Географически Боливия занимает срединную часть высокогорных областей Запада Южной Америки, со всех сторон окруженную границами соседних стран: Чили, Перу, Бразилии и Аргентины. Замкнутость положения и высота от 2000 до 4500 м для большинства районов страны определили специфику произрастания суккулентов в Боливии. Если Мексика служит эпицентром распространения кактусов и других суккулентов в Северной Америке, то для Южной такой эпитет можно отнести к Боливийскому нагорью. Только пародий здесь найдено около 30 видов, более 40 видов клейстокактусов и это несмотря на то, что Боливия из-за жесткости условий «работы» исследователей флоры страны и недоступности многих внутренних районов остается одной из наиболее обширных областей, где не ступала нога человека. Как очаги заселенности, так и популяции суккулентов носят разобщенный характер и часто удалены друг от друга на сотни километров.
Большинство кактусов произрастают в огромном распадке между основными грядами Западной и Восточной Кордильер, который называется Альтиплано (от исп. alto – высокий и plano – плоский). В древности это были глубокие впадины цепи горных озер, большая часть которых пересохла, а из наиболее крупных, сохранившихся до настоящего времени, являются знаменитое озеро Титикака и Поопо. На месте высохших озер образовались безжизненные солончаковые равнины – «салары», подобные чилийской пустыне Атакама. Безрадостные пейзажи саларов, где глазу нельзя зацепиться хотя бы за один выступающий предмет, иногда прерываются невысокими холмистыми выходами материнских горных пород. Одно из таких образований совсем недавно преподнесло сюрприз в саларе Уюни: там была обнаружена крупная популяция кактусов, подобная оазису в пустыне – настоящий ботанический сад, заложенный самой Природой.
Карта Боливии
Большая часть самого Альтиплано тоже безлюдна и лишена растительности, да и не удивительно, потому как климат здешних мест гибелен для всего живого. Суточные перепады температуры могут достигать 50 оС, невыносимая жара дневных часов сменяется ночными заморозками, осадки крайне редки и непредсказуемы по своей интенсивности. Но не все Альтиплано отличается таким жестоким характером. Богатая суккулентная растительность сохранилась у границ естественных водоемов. Перепады высот, сформированные руслами действующих или пересохших рек, бессистемные горные гряды, служащие естественной защитой долин от леденящих ветров высокогорья, влажные массы воздуха, проникающие во внутренние районы страны со стороны восточных склонов Анд – все эти природные факторы сглаживают колебания суточных температур, повышают уровень осадков и делают климат комфортным для растительности. Наибольшая плотность кактусной флоры занимает высоты от 1700 до 2700 м над ур. м. Боливия является родиной многих свечевидных кактусов, а отдельные их скопления представляют чуть ли не самую большую площадь кактусных «лесов» открытого типа. В центральных районах страны эти леса, в основном, состоят из огромных стволов Neoraimondia herzogiana, достигающих пятнадцатиметровой высоты при весе в несколько тонн. В провинциях юга страны встречаются крупные колонны Trihocereus, отдельные экземпляры которых превышают четырехметровую высоту. Даже в самых засушливых районах Боливии – Уако многие километры покрыты зарослями Browningia caineana, а в живописных долинах рек Парапети и Пилькомайо широко распространены подобные лесозащитным полосам популяции Stetsonia coryne. Но основное богатство кактусной флоры страны составляют шаровидные кактусы родов Parodia, Lobivia, Echinopsis, Rebutia и Weingartia.
Представители рода Rebutia в коллекции
Ареалы произрастания представителей любого из этих родов носят разорванный характер, но в приемлемых для вегетации условиях в местах, не тронутых цивилизацией, они достигают поразительной плотности. Известный миру коллекционер, миссионер А. Лау так описал свою встречу с ребютиями в районе Сопачуй: «Исследования горных местностей, которые до сих пор ни разу не посещались, – Эль Дорадо для кактусистов… Покатые холмы кажутся муаровыми от тысяч и тысяч пурпурных точек. Мы застыли, не веря глазам своим, при виде местности, которой не коснулась человеческая цивилизация, девственной, как только что сотворенной. Представляю, какой могла бы быть вся Боливия, если бы не сотни «охотников за кактусами», расхищающими природные богатства пустынь, транспортируя их в теплицы, где, зачастую, через год-другой растения погибают. Клянусь богом, нетронутая красота местности заставила нас замолчать и лишь впитывать глазами эту сказку из кварца, инкрустированного красным». Таких «злачных» мест, как Сапачуй, что расположен к юго-востоку от Сукре в отрогах Центральной Кордильеры, в Боливии много и чем дальше к востоку от Западной Кордильеры и Альтиплано, тем их больше. Географически это связано с резким переходом прерывистых хребтов Восточной Кордильеры к низменным саванным областям Юнгас, что граничат с тропическими лесами верхнего бассейна Амазонки. Поэтому в восточных зонах Боливийского нагорья и климат мягче и осадков побольше. Есть даже места, где летом с ноября по март ежедневно в два часа дня, как по расписанию, начинается дождь. Длится он недолго и вода быстро высыхает, т.к. воздух высокогорья неимоверно сух.
Как не странно, но суккулентная составляющая флоры Боливии изучена слабо, что косвенно можно связать с историческим прецедентом: во времена королевы Виктории посол Великобритании в Боливии недоброжелательно высказался по поводу крепкого местного напитка, за что был провезен по улицам Ла-Паса на осле. Узнав об этом, королева перечеркнула территорию страны на карте со словами: «Боливии больше не существует!». Конечно не потому, но до сих пор Боливия остается наименее освоенным и беднейшим государством на континенте. Из мест, хорошо исхоженных, а, как принято говорить, исследованных в кактусном смысле, можно назвать придорожные местности между столицей Ла-Пас и древне-промышленным градом Оруро. Здесь, среди отрогов Кордильеры Реаль, на холмах, запорошенных беловатой и розоватой селитрой, в окрестностях поселка Киме найдено крупное скопление боливийских видов лобивий, эхинопсисов и вейнгартий. Южнее, в долине Кочабамбы, окаймленной венком синеватых гор, хорошо изучен пик Тунари. И не напрасно, т.к. на его склонах в обилии произрастает чуть ли не вся гамма боливийских крупномерных свечевидных и миниатюрных шаровидных кактусов, а у самой вершины расположены настоящие плантации представителей верхних ярусов высокогорья – тефрокактусы. Эпицентром этого рода в Боливии считаются горы над озером Титикака, где эти миниатюрные растения образуют спрессованные из тысяч головок ковры, забираясь на высоту до 4000 м над ур. м. Ниже вершины расположены настоящие плантации представителей верхних ярусов высокогорья – тефрокактусы. Эпицентром этого рода в Боливии считаются горы над озером Титикака, где эти миниатюрные растения образуют спрессованные из тысяч головок ковры, забираясь на высоту до 4000 м над ур. м. Ниже, на склонах горы Ульямпу близ селения Сората природа собрала огромное количество большинства боливийских видов рода Parodia.
Представители рода Parodia в коллекции
В период цветения растений представляют даже не картину, а зрелище – одно из самых ярких на континенте. Меньше заселены кактусами восточные низменные отрасли Юнгас, но и там, среди высокотравяного покрова произрастают кустарниковые виды харрисий и монвиллей, а на границе с гилейными лесами встречаются рипсалисы, вперемешку с бромелиями, свисающие с ветвей деревьев.
Несмотря на специфичность произрастания многих видов боливийских кактусов, они давно адаптировались к условиям коллекций и, в основном, не требуют особых подходов к выращиванию.
Фото и растения Елены Ивановой