Даже через 50 лет после появления в продаже растений и семян определяющих видов рода Uebelmannia (U. pectinifera, U. gummifera, U. buiningii) их востребованность у любителей не снижается, а взрослые экземпляры считаются гордостью коллекций для большинства владельцев.
Сам род был описан А. Бёйнингом в 1967 г. и назван в честь владельца кактусной фирмы в Швейцарии, участника и спонсора ряда экспедиций в Бразилию, В. Ибельмана (Uebelmann, Werner).
Как только название рода не «крестили» на русском языке: и «юбельманния», и «уебельманния». Грамотно же, по правилам произношения иностранных имен, немецкоязычный дифтонг ue озвучивать как Ю, а в начале слова как И. Соответственно, правильно говорить и писать Ибельмания. Кроме того, название этого рода содержит одну букву Н в окончании.
Теперь, когда видовой состав рода, после многократных перетасовок, оброс рядом подвидов и разновидностей, а новые таксоны ибельманий в неизвестных до сих пор областях не найдены (надолго ли?), можно сформулировать основные правила содержания этих замечательных растений в культуре, тем более что полувековой опыт их выращивания в коллекциях многих зарубежных коллекционеров позволяет такое сделать. Конечно же, содержание ибельманий, как и всех родов семейства Cactaceae, должно, насколько это возможно, приближаться к условиям произрастания растений в природе. Род Uebelmannia полностью разместился в штате Минас-Жерайс (Бразилия) с концентрацией в нескольких удаленных друг от друга областях Серры-ду-Эспиньясу и ее отрогов. Серра служит естественным природным барьером от проникновения вглубь страны влажных, порывистых ветров с Атлантического океана, поэтому восточные склоны серры, где произрастает основной ареал ибельманий, довольно часто подвергаются осадкам. Так, в округе знаменитого города Диамантина их уровень достигает 1500 мм в год, тогда как на западных склонах он колеблется от 500 до 700 мм. Засухи в городах носят условный характер, т.к. в отсутствие дождей часто от перепада суточных температур выпадают росы. Заморозки даже на самых верхних ярусах серры – явление редкое и кратковременное, а высокие дневные температуры очень быстро ликвидируют возможные последствия холода. Средняя температура летних месяцев составляет около 20°С, а зимних – не ниже 15°С. Такие климатические условия способствуют круглогодичной вегетации ибельманий с максимумом в весеннее-летний период и заметным торможением зимой. Большая часть месторождений найдена на сравнительно плоских плато, усыпанных кварцитной крошкой, слой которой может достигать полуметра. Глубже залегают монолитные породы, которые удерживают влагу, и она медленно испаряется сквозь кварцитный верхний слой, постепенно увлажняя корневую систему растений. Естественно, что кварциты в большей или в меньшей степени смешаны с продуктами разложения окружающей растительности, где преобладают низкорослые кустарные, орхидеи и виллозии. Поэтому почвенный раствор имеет кислую реакцию (до 4,5 рН), а его гумусная составляющая может быть выше 10% (!). Часть растений предпочитает селиться на крутых склонах серры в неглубоких расселинах и карманах без оттока воды, где корневая система цепляется за малейшие трещины, заполненные продуктами разложения, а в период дождей вместе с частью стеблей по нескольку суток находится в воде. Ибельмании растут как на открытых пространствах, где они стойко выносят жаркие солнечные лучи, так и под притенением окружающей растительности.
Такие условия произрастания в природе определяют ряд требований к выращиванию ибельманий в коллекциях. Оптимальным условиям круглогодичной вегетации препятствуют наши холодные зимы, непродолжительность светового дня в осенне-зимний период и низкий уровень солнечной инсоляции в это время. Для специализированной коллекции ибельманий непрерывный рост возможно обеспечить размещением растений в подогреваемых местах при температуре 13–16°С с конца осени до начала весны при интенсивной подсветке для обеспечения светлого время суток до 14 часов и осторожном поливе для предотвращения пересыхания субстрата. Хрупкость корней без длительного увлажнения и их потеря – чуть ли не самая большая проблема корнесобственной культуры ибельманий. Наша сухая зимовка при температуре ниже 12°С в сочетании с повышенной влажностью воздуха в составе смешанных коллекций может, кроме хрупкости корней, вызвать у ибельманий появление бесформенных коричневых пятен на эпидермисе стебля, что неисправимо портит внешний вид растений. Вообще, стебли очень чувствительны к случайным царапинкам и уколам колючками соседних растений. Они сразу же реагируют появлением все тех же пятен и шрамов, которые никак не украшают растения.
Еще одной проблемой в культуре ибельманий на собственных корнях является состав субстрата. Ни в коем случае нельзя допускать его защелачивания, что грозит потерей корней, которые с большим трудом обновляются. Поэтому субстрат должен быть максимально пористым и состоять наполовину из крупнозернистого кварцевого песка (крошки), до 30% хорошо перепревшей листовой земли, а остальное – нейтральные наполнители типа верхового торфа в смеси с вермикулитом. Почвенная вытяжка должна иметь кислую (до слабокислой) реакцию в интервале 5,5–6,5 рН.
Характерной особенностью ибельманий может служить их способность сохранять природную форму стеблей даже в условиях недостаточного уровня освещенности. Большинство видов имеет шаровидную или короткоцилиндрическую форму, но верхушки редко этиолируются.
Сложности выращивания ибельманий на собственных корнях в значительной степени исключаются при содержании растений в привитом состоянии. На постоянных, устойчивых подвоях ибельмании не теряют своей эстетической привлекательности, но очень редко муаровый узор их эпидермиса покрывается белым налетом, так украшающим растения в природных условиях. В привитом состоянии все виды можно содержать в общих коллекциях даже в зимний период, т.к. проблема пересыхания и хрупкости корней автоматически отпадает.
Из немногочисленного по видовому составу рода Uebelmannia наибольшим спросом пользуется U. pectinifera с ее гребневидными колючками. Из всех близких по схожести с этим видом растений в настоящее время признаются только два подвида: U. pectinifera subsp. flavispina с ярко-желтым до оранжевого цветом колючек и U. pectinifera subsp. horrida (от лат. horridus – косматый, щетинистый) с более развитой и густой «щетиной» колючек. Самым миниатюрным видом рода считается U. buiningii с когтевидными колючками и оливково-красноватым до шоколадного цветом эпидермиса, а самым «старым» видом является U. gummifera с характерными камерами в клеточной массе, заполненными селиконообразной студенистой жидкостью, что затрудняет прививку взрослых растений.
Найденный еще в 1938 г. таксон был поначалу отнесен к роду Parodia и только в 1967 г. занял свое место среди ибельманий. В коллекциях можно встретить подвид U. gummifera subsp. meninensis, но его легитимность не признается большинством кактологов, как и многочисленные формы U. pectinifera типа var. pseudopectinifera, var. multicostata, subsp. crebispina и их производные.
Невзрачность цветков ибельманий не снижает их ценности и размещения в среде самых высокодекоративных кактусов.
Размножение посевами не представляет труда, но сеянцы развиваются очень медленно и их легче прививать на временные подвои с последующим переводом на постоянные. «Пеньки» же с готовностью производят «деток», что немаловажно для сохранения вида в коллекции.
Фотографии любезно предоставлены сайтом cactuskiev.com.ua