Само название статьи довольно не корректное, потому что, при всем желании, нельзя описать особенности произрастания того огромного количества кактусов и других суккулентов, поселившихся на территории Мексики. По самым скромным подсчетам, учитывая последние укрупнения в систематике семейства, исследователи флоры и, примкнувшие к ним, «охотники за кактусами» нашли и описали более 400 видов, растущих в самых разнообразных условиях.
Не даром Мексику называют страной контрастов, где горные пустыни Сонора и Чиуауа на севере сменяются дождевыми лесами соседней Гватемалы. Уровень осадков не менее контрастен. Кроме неравномерности выпадения по времени года, их уровень крайне различен. Если на границе с Калифорнией жители ждут дождей как манну небесную, а дождевые капли часто испаряются в воздухе, так и не достигнув земли, то на полуострове Юкатан почти всюду «моросит, когда сухо и льет как из ведра, когда влажно» по меткому выражению аборигенов. Максимальный уровень осадков по всей стране приходится на конец лета, но даже то малое количество, которое выпадает в пограничных с Калифорнией пустынях, достаточно для того, чтобы оживить на короткое время травянистый покров местности.
Колебания температуры воздуха тоже носят сезонный характер. Наиболее высокие значения наблюдаются летом, а в высокогорье штатов Сакатекас и Дуранго в зимние месяцы устойчиво держатся ночные заморозки. На климатические особенности страны, безусловно, влияет ее географическое расположение на Мексиканском нагорье, высота которого постепенно повышается по направлению с севера на юг и даже центральные штаты лежат на уровне свыше 2000 м самого нагорья. Так, столица страны – Мехико расположена на высоте близко к 2300 м, где «равнинный» европеец будет ощущать дискомфорт, а адаптированные мексиканцы, напротив, дышат свободно и продолжают расширять свой мегаполис.
Высота местности с различной степенью резкости снижается к побережью Мексиканского залива, с одной стороны, и Тихому океану – с другой, но даже в центральных областях нагорья высота может опуститься до 200 м и ниже. Здесь уместно привести дошедшие до нашего времени сведения, что один из первопроходцев на вопрос европейцев: «Что такое Мексика?», взял лист писчей бумаги, скомкал его и бросил на стол. Скомканный лист несколько распрямился, но глубокие разнонаправленные складки сохранились. Этот пример как нельзя более убедительно говорит о рельефе Мексиканского нагорья, сплошь изрезанного в разных направлениях глубокими понижениями, каньонами и ущельями. Некоторые труднодоступные районы не исследованы до сих пор и вполне вероятно, таят еще не открытые виды кактусов и других суккулентов. Подтверждением этому могут служить найденные в 1991 году Aztekium hintonii и монотипный, пока, род Geohintonia.
Таким образом, рельеф местности, уровень и периодичность осадков, степень доступности к солнечному освещению и показатели температуры являются основными факторами, формирующими особенности произрастания кактусов в Мексике и других «кактусосодержащих» странах. Зачастую эти факторы влияют на морфологические признаки растений, форму их стеблей, уровень околюченности, самозащиту от жгучих солнечных лучей, сезонную динамику роста, способы выживания в условиях отсутствия длительное время влаги и другие, жизненно важные процессы.
В специальной литературе по кактусам ближе всего к учитыванию окружающей среды произрастания подошел Б. Реппенхаген (Reppenhagen, Werner). В своей двухтомной монографии «Род Маммиллярия» («Die Gattung Mammillaria»), большинство видов которого произрастает на территории Мексики. Для всех видов, наблюдаемых автором в природных условиях, дается описание окружающей растительности на месте произрастания вида, высота места над уровнем моря, средняя температура самого жаркого и самого холодного месяцев, среднегодовая температура, уровень осадков в данном районе и даже такие подробности, как состояние погоды, направление ветра и, реже, влажность воздуха во время регистрации растения под индексом (Rep. 819 для M. boolii, например).
Кроме того, приводятся данные о нахождении типового экземпляра, его каталожного номера и дополнительной литературы для дополнительных видов. Такая информация очень полезна для любого серьезного коллекционера при выборе места и условий содержания того или иного растения в условиях коллекции. Дать подобные сведения для «всех» кактусов Мексики не под силу нынешним кактологам, хотя бы потому, что их огромные видовые количества с трудом поместились на почти 1500-ах страницах трехтомника «Кактусовые Мексики» («Las Cactaceas de Mexico») самых именитых авторов страны (Helia Bravo-Hollis и Hernando Sanchez-Mejorado). И все же, хотя бы крупными «мазками», эскизно представить особенности произрастания кактусов в Мексике можно.
Фото из журнала «Cactus and Succulent Journal» №4 за 2012 год