При слове Техас в памяти часто всплывают знакомые по кинофильмам и приключенческим романам бескрайние просторы травянистых прерий «Дикого Запада», где на фоне столбовидных цереусов лихо скачут на своих мустангах ковбои в широкополых шляпах с непременным кольтом у пояса, а воинственные команчи и апачи упорно защищают свои территории.
Эти времена давно стали историей, просторы Великих равнин большей частью перепаханы и превращены в сельскохозяйственные районы поливного земледелия и мясного животноводства, а прибрежные к Мексиканскому заливу низменности стали одними из важнейших ареалов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности США.
Тем не менее, на востоке Техаса сохранились природные массивы лиственных и хвойных лесов, а на западе, в горных районах плато Эдуардс и Льяно-Эстакадо можно встретить ксерофитные кустарниковые саванны и пустынные пространства с суккулентной растительностью, где преобладают агавы, юкки и, безусловно, кактусы. Но наибольшей концентрации кактусная флора Техаса достигает в отрогах Скалистых гор и в государственном заповеднике в горах Биг-Бенд.
По наблюдениям ботаников в Техасе можно насчитать свыше 30-ти видов опунций, до 20-ти видов эхиноцереусов, а также около 60 видов представителей других родов семейства Cactaceae. Неизвестно, как долго сохранится такая статистика, но на сегодня – это наиболее высокий показатель из всех юго-западных штатов, где в природной среде произрастают кактусы и другие засухоустойчивые суккуленты.
Климат большинства областей, где встречаются кактусы, субтропический, с явно выраженным засушливым периодом и годовым уровнем осадков, не превышающим 200 мм.
В горных районах наблюдается перепад суточных температур до 20оС. По сезонным изменениям температуры и уровня осадков кактусы Техаса приближаются к условиям их содержания в наших коллекциях и поэтому не требуют каких-либо специальных методов ухода.
Низменные области, прилегающие к Мексиканскому заливу, местами заболочены и там, куда цивилизация не дотянулась, покрыты жесткими травами и редко разбросанными пальмами.
В таких условиях кактусы не растут, но ближе к границе с Мексикой природа сформировала куполообразные холмы тектонического происхождения высотой до 200 м. На их склонах были найдены несколько видов опунций, Hamatocactus (Thelocactus) setispinus, относящийся к тропическим видам Acanthocereus tetragonus, а также несколько видов маммиллярий и корифант.
При удалении от Мексиканского залива вверх по течению Рио-Гранде, служащей естественной границей между Техасом и Мексикой, наблюдается постепенное изменение климатических условий и растительности.
Уже через 80-100 км к северу от залива песчаные холмы долины Рио-Гранде иссыхают в летний период, и их поверхность растрескивается под действием изнуряющих суховеев из внутренних областей штата. Это сезон жестокой борьбы растительности за выживание. Но именно здесь, среди выгоревших пучковых трав и низкорослых колючих кустарников, произрастают несколько видов эскобарий, в том числе популярная в коллекциях Escobaria runyonii, Coryphantha micromeris и ее «сородичи».
Периодически засыпаемые песками, стараясь прижаться к берегу Рио-Гранде, в этом районе выживают большие колонии Opuntia chlorotica, часто называемая «циферблатом» за почти идеальную окружность ее плоских стеблей, а также O. drummondii (pusila), которая напрочь игнорирует законы симметрии и беспорядочно нагромождает под произвольными углами свои стебли.
Севернее, с увеличением высоты места, условия произрастания становятся менее экстремальными, и кактусы «осмеливаются» удаляться от долины Рио-Гранде вглубь Береговой равнины. Наибольшую антипатию у местных жителей получила Corynopuntia (Grusonia) schottii. Ее стелющиеся стебли, редко возвышающиеся над периодически выгорающими травами, защищены массивными жесткими колючками, которые запросто могут «прошить» подошву обуви и даже лошадиное копыто. «Дьявольское отродье» - заслуженное местное название этого кактуса.
Заросли трав скрывают также несколько видов анцистрокактусов и ряд видов эхиноцереусов. Почти не заметная для глаз, втягивается в песок Lophophora williamsii и ее разновидности, а к самому берегу реки опускаются отдельные виды корифант и хорошо известная Dolichothele (Mammillaria) sphaerica. Но «визитной карточкой» этих мест считается самый крупный кактус Техаса – Homalocephala (Echinocactus) texensis с печальной судьбой, т.к. сотни этих взрослых растений были уничтожены местными фермерами при расчистке районов поливного земледелия и пастбищ.
Во внутренних областях Береговой равнины, близ города Сан-Антонио найден изолированный ареал Epithelantha micromeris и несколько видов опунций, среди которых самая выносливая O. polyacantha, за свою непритязательность названная «голодным кактусом». Опунции этих мест своими разветвленными у поверхности корнями удерживают почву от эрозии на обширных пространствах.