В ряду трудных для выращивания в культуре кактусов одно из первых мест занимают эндемики юго-западных районов США – склерокактусы. Под этим названием род был описан Бриттоном и Роузом в 1922 году, куда входили около десятка видов и несколько разновидностей.
С той поры род то пополнялся новыми видами, то лишался наиболее сомнительных в морфологическом плане. Самые «древние» описания склерокактусов относятся к середине XIX века, когда они были отнесены Энгельманом и Бигелоу к роду Эхинокактус, как и большинство известных в то время сфероподобных кактусов.
Само название рода Sclerocactus Br. & R. происходит от греч. σκληρος (scliros) – твердый, что характеризует плотность стеблей растений, но наиболее подходит к твердости их характера, оказывающего постоянное сопротивление жестким (или жестоким) природным условиям на местах произрастания большинства видов.
В систематическом плане склерокактусы всегда были предметом споров и спонтанных решений кактологов многих стран. Опуская промежуточные манипуляции, нужно остановиться на последнем вмешательстве «в личную жизнь» склерокактусов номенклатурным «перетасовыванием» их позиций, проделанным в 2005 году «Международной Группой по Систематике семейства Cactaceae» под руководством Д. Ханта. В их двухтомном опусе «Новый кактусный лексикон» («The New Cactus Lexicon») род Sclerocactus пополнился, ранее описанными Бриттоном и Роузом как самостоятельные, родами Ancistrocactus Br. & R., Echinomastus Br. & R., монотипным родом Toumeya Br. & R., описанным Баккебергом родом Glandulicactus Backbg. и давно кочующим то к педиокактусам, то к склерокактусам монотипным родом Coloradoa.
И если относительно «проживания во владениях» склерокактусов Toumeya papyracantha и Coloradoa mesae-verdae кактусоводы ничего не имеют против, то аннексия остальных родов вызвала немало споров и возражений. Ярким примером этому служит восстановление в статусе самостоятельного рода Echinomastus одним из видных кактологов современности Эдвардом Андресоном в его объемной монографии «Thе Сactus Family».
С развитием новейших технологий найдено подобие хлоропластов ДНК родов Ferocactus, Echinocactus и Thelocactus цепочкам склерокактусов. Так что ждем новых пертурбаций в систематике. Благо, что самим растениям безразлично, куда их поместят в системе, но «за державу обидно» в лице кактусоводов, впитавших с годами номенклатуру Баккеберга. И если допустимо забыть об анцистрокактусах, то, как можно было ликвидировать гландуликактусы, с их характерными железистыми выступами над ареолами – гландулами, давшими название роду, остается загадкой. Такие морфологические признаки у «чистых» склерокактусов отсутствиуют.
Кроме того, с пополнением, род Sclerocactus утратил характерные видовые черты своего произрастания в природе: малочисленность популяций, граничащих с «тягой к одиночеству», постоянную борьбу за выживание в экстремальных климатических условиях (что свойственно и бывшим тумеям), а также разорванность ареала распространения одного и того же вида, что приводит к проблемам его идентификации.
До сих пор потенциальные районы распространения склерокактусов слабо изучены или не изучены вовсе из-за удаленности от доступных к подъезду и даже подходу дорог, труднодоступных без специального снаряжения ряда горных массивов и, безусловно, длительных, все иссушающих засух и жары, ставящих на грань выживания даже самые засухоустойчивые растения. А склерокактусы выживают, в положенное время цветут и плодоносят, завязывают семена в большом количестве. Но как и все кактусы, живущие в экстремальных природных условиях, склерокактусы плохо переносят смену обстановки и взятые с мест произрастания растения редко выживают в культуре. Да и в природе разбросанные популяции этих растений отличаются малым количеством экземпляров и почти полным отсутствием подрастающего поколения (и это при обилии семян в плодах!).
По мнению ряда экспертов, наблюдающих за состоянием отдельных популяций на протяжении длительного периода, отмечается их постоянное сокращение, и даже печальное приближение к исчезновению из природы. «Помогают» этому процессу и действия человека, который прокладывает все новые ветки автомобильных и железных дорог, осваивает под застройки нетронутые доселе районы, расширяет горные разработки урана для военной промышленности, да и с коммерческой целью «охотится» за склерокактусами в природе, игнорируя запреты и занесение большинства видов в «Красную книгу».
Ареал распространения этих растений в большей мере характеризуется высотой мест произрастания, а не поясами широты и долготы. Они произрастают на высотах около 500 м в Калифорнии, а также около 2200 м и выше в штатах Юта и Невада. Наибольшие колонии склерокактусов встречаются на открытых солнцу высокогорных плато, часто под притенением редких ксерофитных кустарников, часть видов в гордом одиночестве карабкаются по крутым склонам каньонов и уступам скал горных массивов, где редко удерживаются другие типы растительности, а также на пологих склонах покрытых коврами выгоревших под солнцем жесткостебельных трав.
Фото с сайта www.cactuskiev.com.ua
Продолжение следует