Национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны - являются ключами к пониманию их философии и благородной изысканности. Религии Японии - дзен-буддизм и синтоизм - учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия.
Мировоззрение этой нации, безусловно, отражается и на садовом искусстве. Яркой особенностью японского сада является то, что он несет в себе прежде всего смысловую и образную нагрузку. Он может быть очень маленьким и занимать не более двух квадратных метров, но главная задача - наполнить его образами живой природы. Это можно осуществить при помощи различных природных материалов.
Например, большой камень может имитировать гору, белый гравий - море, небольшие камни и булыжники - струящийся водный поток или водопад, каменная башня может имитировать храм, а горка из песка - холм. Играя с материалом, можно создавать различные живописные пейзажи. Для композиции японского сада совершенно не характерны строгие геометрические линии и формы. Различные асимметрические пейзажи с использованием камней, гальки, мхов, невысоких растений либо деревьев с разным периодом цветения составляют основу сада, оформленного в японском стиле.
Растительные композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а летние - осенним сюжетным картинам, и все это - на доминирующем зеленом фоне.
Каждый раз внимание привлекает самое интересное в данный момент растение, - это его время и им любуются, не отвлекаясь на другие
Очень важно для японского сада свободное место, которое, согласно буддийской философии, открывает человеку дорогу в светлое будущее
После принятого решения оформлять сад (или его часть) в японском стиле, первым шагом к осуществлению желания должен стать проект сада. При этом берутся во внимание место расположения, форма и функции участка и, конечно же, стиль композиции. Проект сада можно составить следующим образом: для начала нарисовать эскиз, на который будут нанесены все самые важные элементы на участке и вокруг него. Отмечаются точки обзора сада. Далее нужно нарисовать сетку из девяти прямоугольников. Здесь выделяют четыре центральные точки, которые являются силовыми. На одной из этих точек располагают основной элемент сада, например, большой камень.
Сад делится на две части, одна их которых является главной. Ее необходимо разместить как можно дальше от центральной точки обзора для того, чтобы зрительно увеличить пространство. Упомянутый выше в качестве примера камень располагают в главной части сада на центральной точке и ставят фасадом к основной точке обзора. Два камня меньших размеров, расположенные по диагонали от точки, где находится большой камень, создадут баланс.
Главная часть сада заполняется растениями, а другая часть остается свободной для контраста. Применяя метод моделирования, можно добиться успешного размещения растений и элементов ландшафта в главной части сада. Для этого специально изготавливаются модели деревьев, кустарников и различных элементов сада, по цвету и форме приближенные к натуре.
Все элементы размещают на рельефном макете, покрытом слоем пластилина, что дает возможность по мере необходимости перемещать модели. Подобный способ моделирования удобен тем, что можно легко анализировать правильность композиционного решения. Затем, найдя наиболее верный вариант, можно приступать к изображению проекта на бумаге.
Камни в японском саду всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно главной линии сада. Используют необработанные, покрытые ржавчиной или мхом камни, подвергшиеся ветровой или водной эрозии, чаще всего зеленоватого, голубоватого, коричневого, красного или, реже, белого цвета.
Классическая композиция составляется обычно из нечетного количества камней - три, пять, семь. Обычно камни группируются по схеме "три-два-два" или "два-три-два". Наиболее традиционная и известная композиция из трех камней, состоящая из одного большого и двух небольших камней. Вершины композиций, включающие пять и более камней, должны составлять треугольник с одной общей точкой, которая может быть опущена.
Камни обычно устанавливают на поверхности или же частично зарывают в землю, иногда наклонно под углом к поверхности земли. Свободное пространство между камнями можно использовать под посадки травянистых растений или кустарников. Композиции из камней можно располагать вдоль береговой линии на основе из более мелких камней или кирпичей. Главный ориентир, относительно которого располагают камни - это уровень воды.
Неотъемлемый элемент японского сада - тропинки и тротуары из камня. Для этого применяют камни с одной ровной стороной, неровную зарывают в землю, а ровная остается на поверхности. При этом длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна по отношению к тропинке.
Достаточно популярным материалом в японском саду является песок и мелкий гравий (до 2 мм.) различных цветов и оттенков, начиная от белого и серого, и заканчивая темно-коричневым и даже черным. Для того, чтобы лужайки не засорялись, обычно песок или мелкий гравий размещают на небольших участках сада, защищенных от ветра при помощи бордюра из кирпича или камня.
Подобный участок можно устроить таким образом: слой песка (5-6 см.) насыпают на утрамбованную земляную поверхность, а граблями или деревянной доской наносят рисунок - волны, рябь и т.п. При хорошей погоде такой рисунок сохраняется около двух недель.
При необходимости песок досыпают, а поверхность иногда опрыскивают водой. Такая песчаная площадка символизирует тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие на человека.
Каменные фонари являются неотъемлемым атрибутом японского сада, его гордостью и бесспорным украшением. Обычно их размещают на краю водоема или ручейка, у поворота тропинки, возле тсукубаи или мостика. В группе с небольшими камнями фонарь чаще всего является главным элементом, позади него может размещаться дерево. Материалом для изготовления таких фонарей обычно служат различные породы камня, дерево или пемза.
Для украшения японского сада используют следующие виды фонарей:
Каменные башни (пагоды) - традиционный декоративный элемент японского сада. Они состоят из нечетного числа ярусов с пластинками чаще всего четырехугольной, иногда шести или восьмиугольной формы. Для маленького сада идеально подойдет пятиярусная башня. Такие башни располагают возле мостов, водоёмов, водных потоков, недалеко от декоративных камней или перед большими деревьями.
Тсукубаи - также традиционный элемент японского сада, который представляет собой каменную чашу с водой в виде бочки, высотой около 20-30 см. (иногда 50-60 см.), в которой по традиции мыли руки перед чайной церемонией. Иногда тсукубаи может находиться на уровне земли. Чаще всего тсукубаи располагают на небольшой низкой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или же в центре сада. Рядом с тсукубаи можно расположить каменный фонарь.
Для устройства тсукубаи необходимо вырыть котлован глубиной около 15 см., в центре которого укладывают длинную стальную трубу. Размещают тсукубаи на краю котлована на 20-30 см. выше поверхности земли. С каждой из сторон котлована на 5-10 см. ниже высоты тсукубаи размещают по камню, высота которого около 5 см.
Дно котлована выстилается тонким слоем бетона под уклоном, необходимым для слива воды в трубу. Отверстие для слива маскируют галькой диаметром 7-8 мм. Дно водоема засыпают галькой диаметром 2-3 см. Пространство между большими камнями заполняют маленькими, которые при необходимости соединяют цементным раствором. Вокруг камней можно насыпать землю, посеять траву или посадить папоротник.
Вода в тсукубаи подается по медным или полихлорвиниловым трубам или шлангам, которые проложены под землей или за посадками. Когда тсукубаи устанавливают без дренажа, то вода, выплескиваясь, образует небольшой ручеек.
Можно устроить в японском саду и так называемый "сухой ручей", специфика которого заключается в том, что при помощи маленьких камней можно имитировать как спокойную гладь воды, так и горный поток. Достигаемый эффект зависит от размеров камней и способа их укладки.
Особенно тщательно необходимо оформлять берега пруда. При помощи отражательной способности воды на ее гладкой поверхности можно создавать настоящие картины. Но для этого уровень воды в пруду должен быть почти одинаковым с берегом. Чаще всего форма пруда неправильная. Можно даже создавать маленькие островки, покрытые травянистой растительностью и деревьями. Иногда в композицию островов включают каменную башню.
Стильным и интересным украшением сада являются мосты через водные или сухие потоки. Для сада с естественным ландшафтом лучше всего подойдет мост из плоских каменных плит или же грубых деревянных планок. Если же в саду есть композиции из камня, то мост из неотесанной каменной плиты смотрится более эффектно.
Бамбуковые изгороди и плетни являются неотъемлемым элементом японского сада. Изгороди 1-2х метровой высоты устанавливают на естественной границе участка. Низкие или высокие бамбуковые плетни из палочек бамбука или тонких веток деревьев становятся перегородкой между различными частями сада.
Очень широко применяются в японском саду посадки низкорослых кустарников, которые имитируют высокие кусты и деревья естественного ландшафта. Также в японском саду высаживают высокие растения (например, сосны), под которыми располагают вечнозеленые виды, такие как аспидистра в горшках, рододендрон, магония и другие. На теневых участках с повышенной влажностью, а также там, где большие деревья и кустарники будут выглядеть слишком огромными, можно высадить мох.
Если вы хотите оформить сад или отдельный его уголок в этом стиле, совсем необязательно следовать строгим правилам. Ни климатические, ни почвенные условия не позволят воспроизвести его точную копию. Правильнее было бы найти место в саду для создания тихого, обособленного уголка на природе. Пребывание в таком саду даст вам возможность абстрагироваться от будничной суеты, находя здесь тишину и покой.