Приступая к работе, ландшафтный архитектор должен иметь на руках следующие документы:
Хочу рассказать случай из моей многолетней практики, который не единичный, а скорее характерный в моей работе.
Хозяин участка не хотел заказывать геотопосъемку. "Мои ребята, - убеждал он, - сделали глазомерную съемку, все зарисовано, все отмечено. С этим материалом работать можно".
С этой "съемкой" я съездил на участок и сразу же понял - с этим "материалом" работать нельзя. Участок был сложным по конфигурации, по рельефу. Кроме того, на участке имелись сложные инженерные сети, о чем свидетельствовали многочисленные люки - но ни люки, ни сети, на "съемке" не были отображены.
"Извините, - сказал я, вернувшись, - я с этой, с позволения сказать, "съемкой " работать не могу. Здесь ошибка на ошибке, конфигурация участка искажена, размеры в натуре совсем другие, нет отметок земли, забора, цоколя дома, пола, рельеф никак не отмечен". "Альберт Федорович, работайте с этим материалом", - настаивали хозяева.
"Нет, - сказал я. - Я никогда не буду работать с подобным материалом. Я всегда даю работу высокого класса. В такой работе важно все - и уж точная подробная съемка в первую очередь. Обратитесь к другим специалистам, в другую фирму, а мы с подобной "съемкой" работать не будем.
Поймите, - убеждал я, - дело ведь не только во мне. Инженер, который будет делать проект вертикальной планировки, тоже не сможет сделать правильно свой проект. Эти "кроки" - не основа для такой работы.
Если Вы хотите сэкономить на съемке, то знайте, что это вам дорого обойдется в будущем, да и по сравнению с другими работами, в особенности, по озеленению и благоустройству участка, эта съемка - просто крохи.
С нами работает великолепные геодезист, потому что мы на фирме "Ваш сад" считаем, что наши проекты должны быть высокого качества, поэтому и работаем мы только со специалистами высокого класса на всех стадиях проекта.
К счастью, хозяина убедили наши доводы, он согласился на инструментальную геотопосъемку, и проект был логично и достойно разработан.
Геотопосъемка обязательно должна быть инструментальной. Ни в коем случае - ручной (так называемые кроки), так как чертеж, выполненный от руки, почти всегда вызовет впоследствии ошибки в проектировании.
Геотопосъемка выполняется геодезистами в соответствующем, согласованном с архитектором масштабе.
На геодезическом плане показываются существующие коммуникации, люки, недвижимые объекты, существующие посадки, дорожки, уклоны, местности в виде горизонталей, ограждения, отметки пола, цоколей существующих в натуре жилых и нежилых зданий и т.п.
Имея план-чертеж геодезической схемки, ландшафтный архитектор выезжает на натуру, чтобы визуально оценить все недостатки и достоинства проектируемой территории участка. Оценивается местоположение участка относительно сторон света, что очень важно при проектировании построек и посадок насаждений.
Отмечаются ограждения, сооружения и насаждения на участках соседей (как они влияют на освещенность и затенение нашего проектируемого участка). Выявляется преобладающее направление ветров (так называемая "роза ветров").
Отмечаются значительные перепады рельефа (так называемые трудные участки), если они существуют в натуре, и возможность их использования или перепланировки во время подготовительных земляных работ.
Выезд на натуру дает возможность выявить все несогласованности, несоответствия, непрофессионализм уже имеющихся на участке сооружений и посадок, так как хаотичные, непродуманные посадки насаждений часто не соответствуют даже элементарным биологическим требованиям.
В зависимости от оценки ландшафта, имея в виду его функциональную, экологическую, санитарно-гигиеническую, эстетическую и другие стороны, намечается рациональное зонирование территории, изучаются рельеф, насаждения, травянистая растительность, состояние почв.
Архитектором методом ландшафтной таксации производится композиционная, эстетическая, санитарно-гигиеническая оценка существующих насаждений и ландшафтов.
Эстетическая оценка определяет художественно-пространственные качества существующих насаждений и условия их визуального восприятия, что позволяет лучшие из них использовать в архитектурно-пространственной композиции участка.
Во время ландшафтной таксации визуально определяются возраст, высоты, диаметры стволов отдельно стоящих деревьев и кустарников, а также основные параметры массивов и групп, имеющихся на территории участка или на границе с ним.
Отмечаются усохшие или потерявшие декоративность деревья и кустарники, подлежащие удалению или санитарной расчистке.
Производится также оценка ландшафта во временной динамике по сезонам года, а для детальной колористической характеристики участка - в зависимости от времени дня, освещенности, погодных условий и т.п.
Все эти материалы предпроектных исследований используются в дальнейшем для архитектурно-проектных ландшафтных решений проекта.
Известный американский ландшафтный архитектор Дж.Саймондс в книге "Ландшафт и архитектура" пишет по этому поводу следующие: "В Японии (стране с высокой культурой проектирования) глубокое познание участка имеет в процессе проектирования огромное значение.
Чтобы эффективно осуществить проект на участке, - замечает он, - мы должны быть полностью осведомлены о физических свойствах участка и всего его окружения. Тогда наше проектирование станет наукой и искусством создания наилучших предельно возможных соотношений".
Имея материалы съемки, ландшафтной таксации, геологических и почвенных исследований, ландшафтный архитектор разрабатывает концептуальное решение участка в виде форэскиза, выбирает ландшафтную стилистику сада - будет ли это свободное ландшафтное решение в пейзажном стиле или в стиле "кантри", или с наличием регулярности и т.п.
На форэскизе решается зонирование участка с размещением зоны отдыха, детской площадки, спортивной зоны, водоемов и водотоков, альпийской горки, барбекю, цветников и т.п.
Форэскиз - это тщательно продуманная авторская идея усадьбы, план со всеми элементами будущего сада.
На встрече с заказчиком форэскиз тщательно рассматривается, анализируется и практически утверждается с учетом замечаний клиента.