Я очень не люблю переделывать чужую работу. А ко мне часто приходили и приходят с подобными просьбами.
"Альберт Федорович, надо подправить, внести исправления в этот проект нашей усадьбы. Как вы считаете, что тут можно и нужно внести?"
"Какие изменения, какие поправки? - удивлялся я, посмотрев чертеж.- Извините, но на мой взгляд это совсем не проект. Эту работу, вероятно, делали случайные в ландшафтной архитектуре, люди. Они же мало что умеют, мало что могут. Нет, эта работа находится за пределами ландшафтного искусства.
К чему, спрашивается, эти примитивные, прямые аллеи, куда они ведут, чем они обусловлены?
А берега реки, внутренний водоем?! Это же богатство! Здесь они совсем не обыграны, не поданы. А эти пространства! Нет перспектив, всё тоскливо, глухо, сплошное унылое однообразие. Входная зона, придомовое пространство - оно же должно быть радостно, звонко, упруго, а тут все убого, неинтересно, плоско, нет обозрения.
Если Вы хотите знать мое мнение, надо забыть об этом проекте и делать новый" .
"Как " новый"! Все в этом мире можно улучшить, как-то облагородить".
"Вы же не сможете из платья, пошитого кое-как, где все криво, косо, сотворить прекрасное вечернее одеяние. Даже если вы навешаете на него какие-то необыкновенные кусочки, яркие заплаты, драгоценные камни - всё равно будет одоробло, апофеоз безвкусицы!"
"Но мы же заплатили за этот проект!"
"Сожалею, но ничем не могу помочь. Для меня нет ничего хуже, чем переделывать посредственную работу".
"Посредственную….Альберт Федорович, это как-то… разве можно так говорить о ваших коллегах?!"
"Извините, но я почему-то не считаю их своими коллегами. Тогда уж мои коллеги и слесари-ремонтники, и грузчики, и возчики!.. Как говорит наш бухгалтер, - "это пятый класс, второе полугодие средней школы". Накрутить кружков и дорожек вы и сами сможете. Но у вас же хватит ума не считать это произведением ландшафтного искусства?!
К счастью, жена хозяина, умная, тонкая женщина сразу же все поняла и сказала: "Мы Вам верим, Альберт Федорович. Вас рекомендовали наши друзья, вы делали для них проект усадьбы в N. Они вам, наверно, не говорили, но для них собрали досье на все сколько-нибудь заметные ландшафтные фирмы и на всех сколько-нибудь известных ландшафтных дизайнеров и архитекторов.
"И что же?"
"Они пришли к выводу, что Ваша фирма - отличная фирма, а Вы - лучший".
Да фирма у нас, действительно отличная. У нас, в "Вашем саду", вы найдете растения со всего мира. А насчет меня - это преувеличение. Я иногда с улыбкой думаю: может быть где-нибудь уже качается в зыбке изо всех сил Ваня, кушает с удовольствием свои какашки, а потом как подрастет, как наберется сил и даст мне под зад, создав необыкновенные ландшафтные шедевры!
…А тот проект в N. Да я действительно делал его с большим воодушевлением, а когда закончил - целую неделю ходил счастливый как дурак! Кажется, получилось славно".
"Не просто славно, великолепно! Они говорят - Вы создали шедевр!"
"Ну, насчет шедевра, думаю, они тоже преувеличивают. Люди склонны преувеличивать как свои радости, так и огорчения.
А тот проект в N ….Целый месяц у меня ничего не получалось, то есть были какие-то банальные решения, но все это было не то, не то. Мне казалось, что я иссяк, просто бездарь какая-то, ничего уже не могу, ничего не умею.
Хозяин возил меня то на участок, то в ресторан, утешал: "Ничего, ничего, Альберт Федорович. Время пока терпит. Мы в Вас верим".
Но там, внутри, вероятно на уровне подсознания, у меня шла какая-то напряженная работа. И в один прекрасный день все взорвалось, вырвалось отличным решением, где все было гармонично, просто, светло и прекрасно! В такие минуты кажется, что сами боги, смеясь и радуясь, водят твоей рукой!...
"Вот если б Вы также сделали и для нас!" - сказала хозяйка.
"Я сделаю для вас не хуже! - рассмеялся я. - Не люблю плохо работать. У меня высокий уровень притязаний".
Я делал эту работу на крыльях летящей одухотворенности! Хозяйка усадьбы, как добрая фея, понимала и принимала мои решения с полуслова, вносила дельные коррективы. Нет ничего лучше - как работать для такого заказчика!
Сеть извилистых дорожек и аллей - словно увеличила площадь участка, гармоничное, органичное размещение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств сделало площадь усадьбы интересной, привлекательной, местами загадочной, с открывающимися все новыми и новыми видами на окружающие дали, на чудные композиции из деревьев, кустарников и цветущих растений, гармонично сочетающихся по габитусу, фактуре, по цвету листьев и хвои.
Игра светом и тенью, цветом и объемами, с открытием очаровательных видов на воду, с постановкой удивительных, полных тайн, камней - боже, какое это счастье! - работать с таким богатством материала…