Удачно спроектированный сад должен рассказать историю тех, кто его населяет. Как и главы хорошего романа, успешный сад плетет гобелен из прилагательных и глаголов, который изображает его владельца. Считывая информацию по растениям, которые достались по наследству, скульптурам, по четким или размытым линиям клумб, по стенам, сложенным из камня или по оградам из нержавеющей стали вдумчивые посетители постепенно прочитывают историю о хозяине сада.
Сад художника - этот тип сада, который на самом деле является аномалией в пригороде, где обычно засилие падубов, абелий и рафиолеписов индийских. Но, знаете, я настаиваю: зачем быть скучным и обыденным, если можно быть уникальным и эффектным? Если это волнует Ваш дух, возможно, Вы, как и я, художник? Может быть, Вы никогда не рисовали и не лепили. Это не имеет значения. Я твердо верю, что Вы – таки художник прежде, чем Вы сами это поймете.
Художника тянет к красоте и увлекает желанием творить. Некоторые художники хотят поделиться красотой с миром. Другим достаточно просто создать красоту, которая соответствует их духу.
Художники такие же разные, как и искусство, которое они создают. Если дело коснется этих людей, оказывается, что они не признают ни стандартов, ни универсальных решений. Художники - это такой народ, который в казалось бы, ничем не примечательной обыденной обстановке может внезапно замереть и любоваться игрой света и теней, цветом, фактурой, формами и линиями. Они, как правило, замечают детали, в работе они долго возятся, модифицируя, чтобы создать, казалось бы, простую общую картинку. А еще они имеют наклонность наслаждаться счастливой случайностью.Вы можете быть уникальным сочетанием нескольких разных садоводческих архетипов. К примеру, я – одновременно художник, философ и коллекционер. Какой из них главный? Это зависит от того, сколько каталогов растений и журналов по дизайну я найду в своём почтовом ящике на определенной неделе.
Давайте рассмотрим элементы, которые Вы можете использовать для создания сада, который сможет удовлетворить художника, живущего внутри Вас!
Свет. Хороший художник, как увлеченный садовник, понимает свет: его интенсивность, суточные и сезонные изменения и «рисует» картину, принимая во внимание эти параметры. Мудрое использование света подчеркнет текстуру и красиво очертит краешки листвы. Не упустите возможность использовать солнце для подсветки отдельных виньеток Вашего сада! Хотя сцены, подобные показанным здесь, мимолетны, они обогащают сад и приносят истинный восторг.
Цвет. Для художника цвет - как лучший друг. Даже те, кто предпочитает более однотонные схемы, могут использовать цвет, подчеркивая их тонкости и отсутствие. Успешное использование цвета часто подразумевает ограничение палитры и понимание цветового круга.
Этот сад привлекателен, потому что цветовая палитра ограничена тёплыми цветами: красным, оранжевым и желтым. Добавление сюда холодного цвета, такого как синий, моментально уменьшило бы драматическое воздействие этой картинки.
Формы. Глаза художника обращены к формам. Успешный художник знает, как с ними обращаться, используя технику сопоставления и смешивания. Обратите внимание на этот ансамбль абсолютно разных по форме валунов, берез и стены на заднем плане – тут обыграно сочетание подобных текстур и близких оттенков. Большая часть драматического воздействия была бы потеряна, если бы берёзы были заменены магнолиями или дубами.
Кроме того, растительная палитра поддерживает силу этой сцены, потому что она была сохранена в оттенках зеленого. Добавление сюда красной или синей листвы подорвало бы силу этой сцены.
Текстура. Художник празднует тактильное осязание посредством введения текстуры. Текстура по-своему восхищает наши чувства. Скажите, не хочется ли Вам, смотря на эту, выложенную мозаикой дорожку, прикоснуться к ней рукой или даже прилечь и немного полежать?
Текстура может также быть введена через растения, такие как Miscanthus sinensis «Gracillimus» (выдерживает мороз до -29°0С). Его вздымающаяся текстура напоминает слои облаков, которые мы видим из окна самолета, и невольно начинаешь ощущать величие этой картины. Художники знают, как вызывать определенные чувства посредством вдумчивого использования тех или иных растений.
Скульптурные элементы. Скульптура, подобранная и расположенная надлежащим образом, способна привнести в сад художника дополнительные впечатления. Обратите внимание, насколько блестяще эта скульптура подражает линиям и цвету шезлонгов!
Я твердо убежден, что ни один сад не будет полным, если там нет хотя бы одного скульптурного элемента.
Художники находят и отмечают красоту в обычных вещах, которые большинство людей не замечает. На этой фотографии - керамические луковицы работы скульптура из Калифорнии Марсия Донахью. Только художник способен поднять обычную луковицу до уровня искусства.
Скульптура не должна быть ограничена специально разработанными кусками камня, металла или керамики. Посмотрите, как успешно этот эффектный клен играет роль скульптуры при соответствующем освещении. Многие художники увлекаются скульптурными деревьями, такими как японские клены и хвойные деревья, и используют искусство обрезки. Для художника не может быть правильного или неправильного способа обрезки. Одно и то же дерево может быть обрезано по-разному, чтобы соответствовать определенному участку, чтобы стать главным в определенной сцене.
Обрамление. Художник хочет привлечь внимание к определенным сценам в саду, иногда прибегая к такой уловке, как заключая их в рамку. Окно, вырезанное в заборе или живой изгороди - эффективный способ сделать это. Точное расположение вида между стволами двух деревьев в поле зрения - еще один способ сделать это. Как и в случае с картиной в рамке на стене, обрамление Вашего пейзажа придает ему силу и, так сказать, легитимность.
При взгляде на эту фотографию художник, скорее всего, увидит асимметричный баланс между соснами и горами. Затем он или она заметит связь между валунами и горами. Так работает ум художника.
И наконец, давайте посмотрим на некоторые примеры садов подлинных художников. На нижеследующей фотографии – пример такого сада. Этот стиль дизайна, известный как «прерия», он возник в Нидерландах; чтобы нарисовать такую картину растения садятся скопом.
Обратите внимание, как дизайнер использовал разнообразные цвета, текстуры, формы и размеры, как он «словил» лучики и в итоге какой красивый гобелен он создал! Кстати, тот факт, что конечный продукт выглядит так, как будто он создан без усилий, является свидетельством его успеха!
И в довершение статьи о художниках и их садах предлагаем Вашему вниманию садик от компании Cross River Design, Inc. (см. фото ниже) - этот сад полностью удовлетворяет запросы художника.
Этот нью-йоркский сад можно легко найти и во Франции, и в Германии, на картинах Моне и ещё в сказке… Давайте посмотрим на компоненты этого сложного пространства. Художник видит асимметричный баланс, повторение цвета дома и багряников на заднем плане, использует движение по камушкам, пересекающих пруд, отражение в воде и яркие вертикальные линии ирисов, повторяющие деревья справа. Кроме того, ирисы здесь посажены тремя группками и третий кустик ирисов увлекает взгляд за угол дома, вызывая чувство удивления и идиллии.
Таков он сад художника!
Автор статьи – ландшафтный дизайнер Джей Сиффорд (Jay Sifford)
Перевод:
Анна Кармазановская
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»