Мы, садоводы, такие же разные, как и сады, которое мы создаем. Кто-то из нас в душе художник, создающий красивые, сбалансированные сцены; кто-то - философ, находящий смысл в минималистическом, но вдумчиво использованном пространстве. Есть еще такой типаж как коллекционеры - иногда эксцентричные, а иногда очень серьезные, - но всегда веселые, страстно увлеченные приобретением чего-то самого нового, самого большого, самого редкого или самое лучшего. Коллекционера часто можно встретить на фермерском рынке рано утром в субботу, они частые гости распродаж ботанического сада и на барахолках. Коллекционера можно застать за чтением специализированного каталога растений с таким увлечением, с каким люди обычно читают бестселлер.
Возможно, Вы сами являетесь откровенным коллекционером или, возможно, как и большинство садоводов, Вы личность разносторонняя. Большинство коллекционеров, признают они себя таковыми или нет, могут воспользоваться некоторой помощью, чтобы увязать свои коллекции с помощью целостных принципов дизайна.
Мой сад был очень великодушным по отношению ко мне и всё терпел. Мои «фазы» коллекционирования напоминали своей хронологией китайский календарь. У меня был «год гейхеры» и «год хосты»; их сменяли «года лилейников», «Восточных лилий», года «японских клёнов» и хвойных деревьев. И пока моё рвение к коллекционированию росло и эволюционировало, некоторые из этих растений выжили, некоторые умерли, а некоторые были удалены.
Затем пришло искусство. Сначала меня увлекла керамика, потом - ржавая стальная скульптура, затем - выдувное стекло, потом я увлёкся огромной керамикой, кинетической скульптурой и даже как-то собрал коллекцию старинных китайских дверей. А что же мне было делать?
Если честно, то практически каждый ландшафтный дизайнер признается, что проще проектировать сад для кого-либо другого, чем для себя родимого. Просто в случае собственного сада правильные суждения касательно принципов дизайна легко омрачаются эмоциональной привязанностью к семейным растениям или собранным произведениям искусства. Поэтому, если Вы - неконтролируемый коллекционер, Вашим лучшим другом может стать хороший дизайнер.
Но если мысль о профессиональном садовом дизайнере, который грубо приручит Вашу коллекцию, уж очень Вас пугает, а покупка пустующего участка по соседству невозможна - знайте: есть некоторые рецепты, которые Вы можете использовать, чтобы хотя бы как-то попробовать обуздать ситуацию в Вашем саду. В зависимости от того, что Вы коллекционируете, некоторые из нижеприведенных принципов-рецептов Вы найдете более подходящими, нежели другие.
Сгруппируйте предметы коллекционирования. Марсия Донахью (Marcia Donahue) – в той же мере коллекционер, в какой она является знаменитым мастером керамики. Интегрирование её причудливой коллекции из сотен шаров для боулинга в сад стало бы непростой задачей для любого садового дизайнера. И вот хорошее решение для любого коллекционера: сгруппировать похожие предметы вместе. Этот принцип особенно полезен, если собранные предметы маленькие и похожи по форме. Идите вперед и сделайте смелое заявление. Вы знаете, что хотите этого!
Возможно, Ваша коллекция немного более прирученная, чем показанная выше. Дизайнер сада, который Вы видите на фотографии над этим текстом, создал эффектную выставку вереска, посадив вереск группками. Этим она подчеркнула их сходство и уникальные качества. Кроме того, карликовые хвойные деревья, вкрапленные в пространстве, притягивают взгляд и создают ритм. Если бы коллекция была распределена по всему участку, впечатление было бы однозначно смазано.
Используйте сходство. Найдите общую тему в Вашей коллекции. Возможно, общая тема - это цвет, как показано на этом фото. Находя общие черты и позволяя растениям демонстрировать свою индивидуальность в плане текстуры или формы, Вы можете создать единство, позволяя при этом отдельным элементам Вашей коллекции блистать их уникальными особенностями.
В качестве объединяющего элемента используйте почвопокровные. Так же, как коврик может связать комнату, полную разнородной мебели, ковёр из почвопокровных внесёт сплоченность в разрозненную коллекцию растений. Обратите внимание на то, как удачно этот ковёр из ползучего мазуса (выдерживает морозы до -29 0С) объединил коллекцию осок, папоротников, нандины и бруннеры воедино.
Откройте для себя поле зрения. Я считаю, что ни один сад не будет иметь завершенный вид, если в нём не будет хотя бы одного скульптурного элемента. Я также считаю, что между достаточным количеством предметов искусства и слишком большим их количеством проходит тонкая грань. И коллекционеру это может быть трудно осознать...
Почти каждый сад имеет несколько точек обзора и нет такого места, откуда можно было бы увидеть весь ландшафт. Это, кстати, на руку коллекционеру – это свойство он может использовать в своих интересах для размещения художественных предметов. Правильно расположенный кустарник, ширма, стена или даже угол дома предоставят различные варианты для размещения предметов искусства. В свою очередь предметы искусства добавят пространству новое измерение глубины и открытий. В зависимости от размера и от того, сколько внимания уделяется каждому предмету искусства, постарайтесь ограничить их в количестве – один-три на одну локацию. Этого достаточно.
Откройте для себя простоту. Бывает, чем дальше в лес – тем больше дров, и при этом краткость - сестра таланта. Если Ваша садовая коллекция неистово подгоняет Вас вместо того, чтобы приносить Вам мирное наслаждение, то, возможно, наступила время что-то менять. Я знаю много коллекционеров, которые достигли этой точки. Оцените Ваши растения; отметьте те, которые работают хорошо, и те, которые этого не делают. Подумайте о возможности посадки одного вида скопом. В конечном итоге Вы не пожалеете!
Перевод:
Анна Кармазановская
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»