По долгу службы я не раз бывал в очень больших профессионально оформленных имениях. Чаще всего такие имения состоят из чисто формального дома и сада. В таких имениях Вы не найдете никакой индивидуальности. Это справедливо как для дома, так и для сада. Такие усадьбы часто очень похожи одна на другую. Там нет уголков для личного уединения и нет уюта. Как дизайнер сада я считаю, что должен изменить это.
Для начала я всем советую: прочтите книгу Джулии Моир Мессерви «Внутренний сад: создание места красоты и смысла». Эта книга изменила мою жизнь, кстати, я перечитываю её два раза в год. Автор начинает свое предисловие с цитаты Альфреда Остина: «Покажи мне свой сад, и я скажу, кто ты». Предпосылка книги заключается в том, что у каждого в голове есть образ идеального сада, который является плодом мыслей и воспоминаний человека. Книга утверждает, что каждый может создать свой сад, пусть даже на заднем дворе и именно в таком саду его владелец сможет по-настоящему отдохнуть - пройти через него, посидеть в нём, насладиться его ароматами. Прислушавшись к себе, Вы сможете создать свой идеальный садик. И тогда Ваш сад станет продолжением вас, рассказывая очень личную историю.
Что твой сад говорит о тебе? Какую историю он рассказывает? Давайте посмотрим, как придать смысл и индивидуальность Вашему пространству, и пусть Ваш сад расскажет историю Вам и о Вас.
Вы обнаружите, что если саду дать имя, он начнет приобретать личность. Проводя время в своем пространстве, чувствуя, как солнце согревает Вашу кожу и слыша, как ветер шуршит в кроне деревьев, Вы начнете вспоминать особые места, события и людей в Вашем прошлом. В конечном итоге Ваш сад - это партнерство, партнерстов Вас и земли.
Чувствуете ли Вы себя наиболее комфортно в укромных местах, на открытых полях или при обзоре местности с высоты, где Вы можете увидеть все, что происходит вокруг Вас? Ответы на подобные вопросы будут определять, каким должно стать Ваше пространство.
Путешественник. Путешественник полон приключенческого настроя, он наслаждается путешествием так же, как и местом назначения. Такой человек в душе рассказчик, он наслаждается тайной и интригой, тенями и местами в глуши.
Путешественник найдет глубокое удовлетворение в саду, отдающем дань путешествиям. Он с удовольствием будет гулять по извилистым тропинкам, секретным местам в саду, скрытым за высокими изгородями; он будет радоваться звукам бурлящей воды и, возможно, перезвону ветра, легким ароматам, вызывающим в памяти все забытые воспоминания. В саду путешественника должны быть уголочки для демонстрации артефактов, обнаруженных в поездках за границу. Чувство ритма (которое в ландшафте проявляется через размещение подобных объектов на одинаковых интервалах один от другого) в таком саду будет иметь важное значение, так как в заданном ритме посетитель будет увлекаться всё дальше и дальше вглубь.
Удовлетворит дух путешественника и маленький городской садик с одним скрытым закоулком, где он сможет придаваться чтению и демонстрировать свои сувениры.
Подробнее о саде путешественника
Художник. Сад, принадлежащий художнику, будет постоянно подвергаться изменениям, потому что художник редко доволен конечным продуктом. Этот сад, скорее всего, будет вмещать небольшие виньетки (сценки), где будет присутствовать равновесие, симметричное или асимметричное, где особое внимание будет уделено текстурам, формам и цветам. Сад художника порадует чувства, с особым акцентом на осязание. Видное место в саду художника найдется и для скульптуры. Историю же владельца-художника можно прочесть по цветовой палитре сада.
Так как этот тип садоводов очень любит маленькие сценки, художник будет одинаково удовлетворен как маленьким городским садиком, так и обширным именьем в загородной местности.
Больше о саде художника.
Коллекционер. Коллекционер движим страстью к тому, чтобы иметь «одно из этого и одно из того», или «лучшее из всего этого». Коллекционера часто можно встретить на фермерском рынке рано утром в субботу, где он самозабвенно предается поискам сокровищ среди продавцов растений. Посещают коллекционеры и распродажи ботанических садовых растений.
Будь то плачущие хвойные, японские клены или лилейники, сад коллекционера расскажет историю о своем владельце и его или её увлечениях.
Проблема, с которой часто сталкивается коллекционер при создании сада, заключается в том, чтобы обеспечить единство и спокойное перетекание между откровенно несоответствующими друг другу коллекциями растений. Решение этой проблемы заключается в повторяющихся и массовых посадках второстепенных растений. К примеру, бесценной способностью согласовывать и сплетать воедино даже самые неорганизованные коллекции обладают шалфей дубравный или лесной сорта Карадонна (Salvia nemorosa «Caradonna», зоны морозостойкости USDA 4–9, т.е. может выдерживать морозы до -35оС), а также японский кружевной папоротник или папоротник с кисточкой (Polystichum polyblepharum, зоны морозостойкости USDA 6–8, т.е. может выдерживать морозы до -23оС). Если в роли связующего звена выступает шалфей, посадите его в виде коврика!
Другой способ справиться с разрозненной коллекцией - использовать метод сопоставления. Исходя из формы, цвета, текстуры и размера растения размещают рядом по принципу: сочетание растений с двумя общими чертами – так возникает чувство логического порядка, и в то же время уникальные качества каждого растения сохраняются.
Больше о саде коллекционера
Философ. Сад философа в сравнении с садами путешественника, художника и коллекционера покажется скудным. Выдающиеся предметы в этом саду тщательно отобраны за их внутреннюю ценность, форму, текстуру или отношение к другим предметам в саду. В таких садах никогда не бывает много людей; акцент в ландшафте философа делается на выражении каждого элемента таким образом, который способствует мысли и самоанализу. Цвет фона часто монохромный. Подложки из щебня, состаренной брусчатки и песка часто предпочтительнее, чем дерновые или грунтовые покрытия. Всё это делается для поощрения мысли. Философу не обязательно иметь большой участок - он может делать ставки на меньшие пространства.
А еще философ может предпочесть высокий обзор, с которого он мог бы изучать окружающую местность.
Больше о саде философа.
Садовник с причудами. Это человек обычно веселый, часто поднимающий эксцентричность до вида искусства. Такие люди высоко ценят выдумку - когда обычные предметы используются какими-нибудь необычными способами. Он ищет такие обычные предметы в благотворительных магазинах и на блошиных рынках. Каждый предмет рассказывает историю и отражает личность своего владельца. В саду чудака изобилует цвет.
А главная задача саду чудака состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанность пространства. Темно-зеленая живая изгородь или почвенный покров могут быть использованы в таком саду в качестве посредника между цветами, формами и текстурами, предоставляя глазу место для отдыха.
Больше о саде чудака.
Экстраверт. Этот тип садовника – сделает всё для выражения уважения к дружбе и собраниям людей. Такой садовник смотрит на растения, как на актеров второго плана во время проведения мероприятий. Малые архитектурные формы становятся сценой; мебельный набор обычно состоит из красочной мебели, подушек, а в центре, как правило, расположен гриль или кухня под открытым небом. История сада экстраверта – это люди, которые собираются здесь.
Больше о саде экстраверта
Романтик. Садовник-романтик очень сентиментален, он наслаждается продуманными сюрпризами и знает, что простые ароматы и звуки вызывают в памяти чувственные воспоминания из прошлого. У него или у нее будет частный сад, скорее всего, с серпантинными дорожками, частично скрывающими небольшие зоны отдыха и там непременно будет место для двоих. С большой вероятностью в саду Романтика Вы найдете белые цветы, ароматные розы и свечи. Этот садовник видит мир сквозь розовые очки и наслаждается видом.
Больше о саде романтика.
Один из самых личных садов, которые я знаю, это Вингхейвен в Шарлотте, штат Северная Каролина. Этот городской сад был когда-то домом для Эдди и Элизабет Кларксонов, которые разрабатывали его в течение трех десятилетий, начиная с 1930-х годов. Частично Вингхейвен - это формальный сад, а частично лес. Кстати, когда молодожены переехали в свой дом на участке деревьев вообще не было.
В детстве я часто бывал в Вингхейвене. Елизавета искренне любила своего мужа, была верующей, обожала птиц и растения. Она научила диких птиц есть с её рук - всё это производило сильнейшее впечатление на меня, а мне тогда было отроду 10 лет.
А сейчас сад Вингхейвен рассказывает историю этой пары.
Элизабет и Эдди редко покупали обычные подарки друг другу. Вместо обычных подарков они собирали стихи и отрывки из Священного Писания, писали их на каталожных открытках и складывали в коробку на кухне. Для особых случаев каждый тайно открывал коробку, находил подходящий стих и готовил табличку для сада. В итоге, в их саду остались десятки таких табличек.
Так какой же Вы садовник? Вы можете обнаружить, что являетесь комбинацией нескольких из перечисленных архетипов. Процесс самопознания - вот что важно. В конце концов, Ваш сад, как и этот сад художника Марсии Донахью (на фотографии), будет рассказывать свою собственную историю о том, кто Вы.
Рассказал ландшафтный дизайнер Джей Сиффорд (Jay Sifford).
Перевод:
Анна Кармазановская
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»