Вилла Джулии, или сад Флора – первый публичный сад Палермо и самый знаменитый. Он был заложен в 1780-х гг., в продолжение прекрасной и широкой палермской набережной – Марины по плану архитектора Николаса Пальмы.
Вилла Джулия. Гений Палермо. Скульптор И. Марабилити. 1778. Фото И. Пащинской, 2007
Свое имя сад получил в честь супруги испанского вице-короля Маркантония Колонна – Джулии д’ Авалос. На Сицилии искусство создания садов восходит к временам древнего Рима. Многие народы, господствовавшие на острове во времена новой эры, оставили свои яркие следы в культуре острова, в том числе и в садовой.
В XVIII - XIX веках Палермо и его окрестностей были подлинными «садами Гесперид». Сицилийские аристократы соединяли старые традиции и представления, верования и приемы садового искусства и новые тенденции и научные представления своей эпохи. Масоны, занимающие высшие ступени ордена давали новые идеи, развивая свой язык символических образов садов.
Вилла Джулия. План. Фото И. Пащинской, 2007
И.-В. Гете, посетивший Сицилию в ходе своего итальянского путешествия в апреле 1787 года, оставил замечательное описание виллы Джулии. «В общественном саду, как раз около рейда, я провел в тишине самые приятные часы. Это удивительнейшее место в мире. Правильно расположенный, сад этот тем не менее представляется нам чем-то волшебным; незадолго здесь посаженный, он переносит нас к древним временам. Зеленые бордюры гряд окружают чужеземные растения; лимонные шпалерники округляются в хорошенькие крытые аллеи; высокие стены олеандров, украшенные тысячью красных гвоздикоподобных цветов, манят взор; совершенно неизвестные, незнакомые мне деревья, еще без листвы, вероятно из теплейших стран, распространяют странные сучья…… Вид этого чудного сада произвел на меня глубокое впечатление; темные волны на северном горизонте, их волнение на извилинах залива, даже этот особенный запах морских испарений – все это привело мне на память остров покойного Феака. Я тотчас поспешил купить экземпляр Гомера, прочел эту песнь с большою пользою…».
Вилла Джулия. Апельсиновая аллея. Фото И. Пащинской, 2007
Через 220 лет, таким же апрельским днем, сделаны эти фотографии… Русский путешественник Андрей Норов, побывавший на Сицилии в начале 1820-х годов восторженно описывает виллу Джулия: «Какая роскошь для жителя северных стран! Кроме высоких апельсиновых и лимонных аллей сколько лавров, платанов, миртов. Как стройно возвышаются сии стройные пальмы! Какую свежесть разливают сии шумные водометы! Прибавьте к этому, что сад сей на берегу моря, которого яркая лазурь проглядывает сквозь свежие занавесы зелени…».
План Виллы Джулия.Архитектор Н. Пальма. 1779
Флора, или Вилла Джулия - большой публичный сад, на основе прихотливой идеи разделенный на части дорожками, аллеями, беседками, вольерами для птиц, фонтанами, храмами, статуями и галереями для оркестров с величественными деревьями, прекрасно сгруппированными кронами, и наполненный по вечерам толпами лениво гуляющих, развалившихся на садовых стульях или кормящих золотых рыбок) - писал Френсис Шредер в своей книге «Shores of the Mediterranean: With Sketches of Travel», вышедшей в свет в 1846 году.
Вилла Джулия. Центральная часть сада. Солнечные часы Додекадрон. Фото И. Пащинской, 2007
Сад наполнен скульптурами мастеров XVIII – XIX веков. Самая знаменитая - группа «Гений Палермо». В этой композиции – орел – символ Палермо, змея, пес, пучок стрел – все имеет смысл, поясняемой латинской надписью на мраморной табличке. Здесь же – изображение головы Медузы Горгоны в окружении трех согнутых ног – древний символ острова.
В центре сада – мраморный фонтан Додекадрон с двенадцатью солнечными часами.
Вилла Джулия. Кенотафы выдающихся сицилийцев. Фото И. Пащинской, 2007
Наполнение сада знаками и образами было продолжено в следующем столетии, когда в нем устроили символические захоронения выдающихся деятелей древней Сицилии – Диодора Сицилийского, Архимеда и Феокрита Сиракузских, Эмпедокла Агригентского.
Вилла Джулия. Слава. Скульптор И. Марабилити. 1779. Фото И. Пащинской, 2007 |
Вилла Джулия. Изобилие. Скульптор И. Марабилити. Фото И. Пащинской, 2007 |
Вилла Джулия. Уголок сада. Фото И. Пащинской, 2007
Вилла Джулия. Слева - кенотаф Диодора Сицилийского, справа - Эмпедокла Агригентского . Фото И. Пащинской, 2007
Вилла Джулия. Вазы. Фото И. Пащинской, 2007
Вилла Джулия. Уголок сада. Фото И. Пащинской, 2007
Вилла Джулия. Герб Сицилии. Фото И. Пащинской, 2007
В XIX столетии здесь появился неоклассический бельведер, пропилеи, кофейный дом, четыре экседры вокруг центрального фонтана и другие сооружения. К вилле Джулии примыкает, по сути продолжая его, Ботанический сад Палермо, основанный несколькими годами позже.