Все объекты своего творчества ландшафтный дизайнер делит на две категории: одни чем-то заняты, другие свободны. К первым относятся здания, сооружения и все типы парковых насаждений. Ко вторым – поляны, лужайки, луга (в ландшафтных парках) и партеры (в регулярных парках).
Что такое поляна? Странный вопрос: кто не знает! Все собирали в лесу землянику. Но имеется и вполне научный ответ. Поляна – это пространство, не занятое зданиями, сооружениями и насаждениями и ограниченное насаждениями. На личных участках в роли границ могут также выступать заборы и стены.
Есть у полян и классификация. Они бывают простыми и сложными, или перетекающими. Простую поляну с любой точки видно сразу, целиком. И не важно, какой она формы – круглая, овальная, вытянутая.
Сложная поляна таит в себе загадки. Выйдя на нее, вы можете лицезреть лишь часть поляны, остальное пространство недоступно вашему взору, оно уходит за поворот, скрывается за насаждениями.
Поляны анфиладные (рис. 1) можно сравнить с комнатами во дворцах. Это серии маленьких полянок, нанизанных на одну ось (дорожку). Классический пример таких полян – экспозиционный участок сирени селекции Колесникова на ВДНХ рядом с павильоном "Цветоводство". Идя по дороге, посетитель из белого зала попадает в фиолетовый, затем в розовый, красный и т.д.
Собираясь устроить в своем саду поляну (поле, луг, лужок), неплохо ознакомиться с основными правилами, которым обязаны подчиняться открытые пространства сада.
Если коротко, гармоничным. Маленькая лужайка в окружении вековых елей не способствует хорошему настроению – как не способствует ему темница или темный колодец. Поскольку основная категория, с которой работает ландшафтный дизайнер, – это эмоции. Но, увы, достичь идеального соотношения высоты опушки и размеров открытого пространства в реальности очень сложно. Здесь вступают в действие более суровые и конкретные категории.
Поляна – открытое пространство, но отнюдь не пустое. Расположить здесь можно все, что угодно, лишь бы это "все" было относительно плоским и не создавало большого объема: цветники, кустарники, композиции из инертного материала, спортивные площадки и площадки для отдыха.
Граница между насаждениями и открытым пространством носит название опушки. Опушки бывают простыми, барельефными и горельефными. Если деревья, отделяющие лес от поляны, выстроились в одну линию – перед нами опушка простая. Если отдельные деревья или группы деревьев несколько выдвинулись вперед из основного массива – опушка барельефная. Наконец, если деревья выдвинулись из общей массы как следует, на несколько метров, это опушка горельефная (рис. 2).
Деревья, растущие на опушке, как правило, асимметричны. Сторона, обращенная к солнцу и свободе, развита лучше; сторона, обращенная к лесу, – хуже. Но всегда и везде "опушечные" деревья выгодно отличаются от деревьев из глубины чащи. Они более сильные, более крупные, более красивые.
При создании древесного барельефа или горельефа разумно использовать самые ценные и интересные породы деревьев, отличающиеся от основного фона насаждений своим внешним видом – будь то листва, как у клена ‘кримсон кинг’, или цветы, как у каштана. Они – украшение леса, яркий аксессуар, притягивающий внимание.
Мы произносим слово "опушка" и подразумеваем "лес". А если в вашем распоряжении нет ни леса, ни сомасштабных ему просторов, а есть лишь небольшой участок? Что же, так и коротать свой век без опушки? Ни в коем случае! Аналог опушек в ландшафтном дизайне малого сада – опушка декоративная, она же – английский пристенный сад. Какие правила нужно соблюдать при его создании?