Согласитесь, разбитая колея, ведущая с улицы к ажурным кованым воротам, или щебеночная отсыпка на ухоженном приусадебном участке, которая расползается под колесами машины и пылит от легкого порыва ветра, – это нонсенс. Дорогу надо устраивать с умом, не полагаясь на «авось»
Какие неприятности поджидают домовладельца, когда подъездные пути делают по остаточному принципу, не особенно задумываясь о качестве покрытия и функциональном назначении дороги?
Если плитку или булыжник положили без соблюдения технологии кладки, с наступлением весны дорогу может вспучить, плитка начнет разъезжаться. Случается, что и вся дорога (тем более, если участок под наклоном) съезжает со своего законного места. Что это означает для владельца дома? Только то, что нужно вновь тратиться на кладку, но – заключая договор уже с лицензированной фирмой. А еще придется заниматься восстановлением верхнего слоя почвы – в результате таких «дорожных перемещений» он разрушается.
Если дорожное покрытие уложили прочно, но не учитывая специфику участка, его рельефа, не заботясь о стоках, на дороге могут образовываться лужи и скапливаться грязь. Вроде бы мелочи, а неприятно.
Бывает, мастера-дорожники свое дело знают, но дизайнеры они никакие, с художественным вкусом у них нелады. Да обычно и в проекте дома и приусадебного участка о материале для подъездных путей, его фактуре, цвете и способе кладки ровным счетом ничего не сказано. Тогда мастера начинают творить по своему усмотрению, и в итоге получается отличная, прочная дорога, но… Она не соответствует общей концепции коттеджа и участка, категорически не сочетается по дизайну с садовыми дорожками . А это, прямо скажем, не очень хорошо.
Тип дорожного покрытия должен гармонировать с архитектурным стилем дома и приусадебного участка.
Например, «терему» из рубленых бревен подойдет деревянный настил, в классической русской усадьбе хорошо смотрится гранитный отсев или гравий. Дорогу к элитному особняку с гранитным цоколем лучше вымостить природным камнем, а к строению в скандинавском стиле – мелкими валунами. В качестве универсального дорожного покрытия служит тротуарная плитка.
Об удобных подъездах к участку надо думать уже на стадии его приобретения. Загородный дом, конечно, не многофункциональный жилой комплекс, к которому во время строительства выстраивается вереница груженных стройматериалом тяжелых машин, но подъезд техники все равно обеспечить надо. В случае с коттеджным поселком все намного проще: к нему сразу прокладывается подъездная дорога, обычно от трассы, а от нее уже на территории самого поселка делается дорожная разводка к отдельным участкам. Во время строительства эти дороги используются в качестве подъездных путей, затем на них укладывается предусмотренное проектом покрытие.
При отдельно стоящем доме дело осложняется. Подъезд для строительной техники желательно сразу же проложить там, где планируется постоянная дорога к дому, чтобы лишний раз не тревожить верхний плодородный слой почвы. Покрывать бетонными плитами подъездные пути во время строительства дома или нет? Это зависит, во-первых, от объемов и технологии строительства, во-вторых, от характера грунта. Если возводится легкий каркасный дом, конструкции которого привезут за два рейса, и почва не вызывает тревог, можно обойтись без плит. Но когда строится многоуровневый коттедж из кирпича, используется натуральный камень, а почвы песчаные и грунтовые воды подходят близко к поверхности, без бетонных плит вряд ли удастся обойтись – они станут защитой верхнего слоя земли от колес большегрузной техники. Подобное временное покрытие кладется быстро и также быстро снимается для переброски на другой объект.
Дорога к дому, как и садовые дорожки, обязательно должна входить в проектное задание архитектора. И спроектировать ее не так просто, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, тип покрытия должен соответствовать стилистике дома, с другой – надо учесть особенность почв, геологию участка, уровень грунтовых вод, дабы точно расписать технологию кладки и добиться высокого качества. В одних случаях подойдет так называемый «облегченный вариант» кладки, когда кирпич или плитка скрепляются раствором, в других придется засыпать песок, щебенку, трамбовать, устраивать дренаж и т. д. Наконец, необходимо увязать подъездную дорогу и садовые дорожки в единую органичную систему с учетом потребностей будущих владельцев дома – ведь эти «транспортные магистрали» будут делить приусадебную территорию на функциональные зоны. Надо обеспечить и стилистическую сочетаемость покрытий: если участок превратится в выставку всех мыслимых и немыслимых дорожных одежек – от асфальта и бетонных плит до щепы и натурального камня , – это будет выглядеть смешно. Когда запланирована автономная канализация, надо подумать о том, чтобы спецмашина могла подъезжать к бакам. И, конечно же, обеспечить подъезд машин оперативных служб.
Если архитектору удалось оптимально увязать функциональное предназначение подъездов к дому с типом покрытий и общей концепцией строения, можно считать, что он справился с задачей.
Чтобы сделать, как говорится, дешево и сердито, используют набивные покрытия из гранитного отсева или кирпичной крошки, которые укладываются на щебеночно-песчаное основание. Это просто и быстро. Но смотрится непрезентабельно. Причем время от времени (периодичность зависит от эксплуатации) такое покрытие придется реконструировать: подсыпать крошку, придавая дороге утраченную со временем форму. Летом такое покрытие пылит – его следует увлажнять.
Асфальт некогда считался пределом мечты дачника. Сейчас, когда рынок насыщен, отношение к этому самому популярному в советские времена покрытию стало скептическим. Укладка асфальта требует существенных затрат, к тому же это грязная работа. Далеко не со всяким домом асфальт уживается стилистически. И он непрочен: от жаркого солнца становится мягким, со временем покрывается трещинами, сквозь него пробиваются растения – приходится ремонтировать.
Бетонные плиты и бетонный монолит, напротив, отличаются высочайшей прочностью. Плиты укладываются на песок или на раствор. Чтобы получить монолитную дорогу, устраивают опалубку, в которую заливают раствор. Здесь многое зависит от мастерства дизайнера, потому что бетон – серый, скучный материал. Но его можно «оживить» за счет вкраплений керамики, гальки или покрыть краской. Такую дорожку можно подвести не только к дому и гаражу, но и к рубленой бане или деревянной террасе.
Кирпич также хорош для дорожного покрытия. Работа с ним проста: надо лишь утрамбовать почву, насыпать слой щебня и песка, раскатать слой цементного раствора – и можно приступать к укладке, комбинируя цвета и способы кладки. Вариантов очень много! Если необходимо особо прочное, долговечное покрытие, способное выдерживать высокие нагрузки и перепады температуры, используют клинкерный кирпич, который производят аналогично обычному, но при более высоких температурах. Положите клинкер – получите дорогу на века. Натуральный камень – насколько дорогой, настолько и эффектный, солидный материал для дорожного покрытия, не случайно в древности дороги делали именно из камня. Укладывают камень на песок и цементный раствор, чаще всего им мостят главную дорогу – от ворот к дому. Покрытие получается не только прочным и долговечным («переживет» сам дом!), но и очень удобным, потому что влага на нем не задерживается, а сцепление с шинами – идеальное. Какой камень выбрать – решает владелец дома. Можно булыжник, чтобы стопроцентно стилизовать дорогу под старину, или натуральный гранит – тогда она будет королевской, аристократичной. Подобное покрытие может себе позволить только очень состоятельный владелец загородной недвижимости.
Что касается прогулочных дорожек, практика показывает: выбирая дорожку между широкой и узкой, человек останавливается на широкой, между твердой и мягкой – на твердой, между обычной и нестандартной, затейливой – на затейливой.
Тротуарная плитка, по сути, представляющая собой камень, созданный в фабричных условиях, пользуется в последнее время особой популярностью в загородном домостроении. Она прочная, износостойкая, красивая, а возможность сочетания нескольких оттенков позволяет создать покрытия с уникальным, неповторимым рисунком. Есть плитка, имитирующая другие материалы – кирпич, брусчатку, натуральный камень и даже… доски и деревянные спилы! Поэтому ее можно использовать для дорог, ведущих к домам любого архитектурного стиля. Работа с плиткой не столь сложна, но требует аккуратности. Обычно производители снабжают партии плитки бордюрами, угловыми элементами, пандусами для мощения с перепадами высот и даже водоотводами – с этим проблем не будет.
Проблемы, как показывает практика, возникают у тех, кто пытается экономить на дорожном покрытии или относится к дорожным работам несерьезно.
К природному камню, используемому для устройства дорожек и площадок, предъявляются повышенные требования морозостойкости и механической прочности. Этим требованиям удовлетворяют, в частности, песчаник, кварцитопесчаник, кварцит, шунгит, крупная плоская галька и, конечно же, гранит. Песчаник не боится контакта со снегом, водой, грязью и долго сохраняет первозданный вид, а разнообразные оттенки (от серо-зеленого до желтого и темно-рыжего) позволяют выкладывать из него на дорожках и площадках неповторимые рисунки. Кварцитопесчаник имеет уникальный красно-коричневый оттенок и обладает повышенной прочностью и долговечностью в наших климатических условиях. Благодаря природной шероховатости песчаников ходить по дорожкам из них в сырую погоду совсем не скользко, а в теплую и сухую – особенно приятно босиком. Гранит используется для мощения в виде пиленых плит и брусчатки – пиленой, колотой и пилено-колотой. Оттенки весьма разнообразны, от черно-серого до красноватого и серо-розового. Ну а долговечность гранита не подлежит сомнению.