Говорят, что в Германии – самые капризные соседи. Опрос известного немецкого портала о недвижимости Immowelt.de показал, что чаще всего споры между соседями возникают из-за шума. Более одной трети всех опрошенных хотя бы раз в жизни вступали в конфликт со своими соседями и не только из-за шума, но и из-за домашних животных, вытоптавших соседский газон, из-за гриль-вечеринок в саду, из-за опавших на соседский участок фруктов и листьев. Деревья и кустарники с годами могут достичь совершенно неожиданных размеров – на радость владельцу и к негодованию соседа. Листва в садовом пруду, испорченные фрукты на террасе, корни дерева, повредившие мощеную поверхность дорожки или затенение участка кроной соседского дерева – список нанесения ущерба соседнему участку можно продолжать еще долго. Поэтому, законопослушные немецкие граждане прежде, чем посадить дерево или кустарник на своем садовом участке, узнают в местном муниципалитете о соответствующих положениях и предписаниях, которые они должны непременно соблюдать.
Стоит заметить, что лишь небольшая часть соседских отношений была урегулирована Гражданским кодексом Германии. В основном все споры, в том числе и относительно расстояния от посадок до границы соседнего земельного участка, решаются на основании положений соседского права соответствующей федеральной земли. Это и вызывает сложности, ведь почти каждая федеральная земля имеет свои собственные предписания по урегулированию соседских отношений. Расстояние от живой изгороди, которая зачастую сама образует гармоничную границу сада, до границы соседского участка во всех землях, кроме Гамбурга, Бремена и Мекленбург-Форпоммерна, установлено законом. В таких землях, как Баден-Вюрттемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саарланд, Саксония, Саксония-Ангальт, Шлезвиг-Хольштайн и Тюринген действуют законы о соседском праве, которые устанавливают расстояние от посадок деревьев, кустарников и, следовательно, живой изгороди до границы соседской территории. Если же в какой-то определенной земле нет четкого предписания относительно соблюдения такого расстояния, немецкие граждане ради предосторожности придерживаются следующего правила: деревья и кустарники, вырастающие в высоту до двух метров, высаживают на расстоянии 50 см от границы соседского участка, более высокие растения – на расстоянии одного метра. Порой бывают и исключения. Это, например, если дерево или кустарник растут за стеной или вдоль улицы. Какое соблюдать расстояние, зависит в этом случае уже от самого растения. Так, к примеру, бирючина вырастает как в высоту, так и в ширину до 4 м, если ее регулярно не подрезать.
При всей открытости немцев в садах очень четко обозначены границы личного и соседского. И зачастую участки скрыты от соседей ухоженной плотной живой изгородью. Живой изгородью называют линейное насаждение деревьев или кустарников, которые вплотную высаживаются друг от друга в один или два ряда. Типичными растениями для живой изгороди являются бирючина, самшит, можжевельник, туя, барбарис, сирень обладающие способностью «куститься». Растения переплетаются друг с другом ветвями так плотно, что прекрасно защищают участок от ветров и от любопытных взглядов. При этом живой забор не должен затенять соседский участок. Поэтому при создании зеленого ограждения немцы придерживаются определенных предписаний. Так, к примеру, граждане земли Баден-Вюрттемберг при посадке живой изгороди высотой до 180 см должны соблюдать расстояние до границы соседнего участка мин. 50 см. Для изгороди высотой свыше 180 см расстояние рассчитывается по следующей формуле: высота растений в см – 130 = расстояние до границы соседской территории. В Баварии и Берлине при высоте живого забора до 200 см допускается расстояние мин. 50 см, зеленые заборы высотой более 200 см в Баварии должны быть на расстоянии не менее 200 см от границы участка, а в Берлине – 100 см.
Согласно немецкому законодательству о соседском праве, если живая изгородь разделяет соседские земельные участки, за ней могут ухаживать обе стороны. Собственник живой изгороди должен показать своему соседу, что он заботится о внешнем виде не только своего, но и его участка. Заранее соседи договариваются между собой, к примеру, о возможности раз в год зайти на его участок, чтобы подрезать живую изгородь. Нередко такой предварительный разговор способствует тому, что соседи начинают вместе ухаживать за живой изгородью.
Здесь речь идет, прежде всего, о фруктовых деревьях и ягодных кустарниках. В некоторых землях соседское право предписывает расстояния от зеленых насаждений до границ участка отдельно для косточковых садовых растений (вишни, сливы, персики, абрикосы), для семечковых (яблоки, груши, киви), для ореха (грецкий орех) и для кустарников (лещина, плодоягодные растения). Так, по условиям положений соседского права в земле Гессен должны быть следующие минимальные расстояния до границы соседнего участка:
Если собственник не знает, на каких подвоях – буйно, средне или слабо-растущих – были привиты его саженцы, он обязан обратиться к специалисту. Плоды с деревьев, упавшие на участок, считаются собственностью участка, на который они падают; висящие - хозяина ствола, но вход на участок соседа без его согласия, для снятия плодов не разрешается.
Согласно принципам германского права расстояние от саженцев до границы соседнего участка измеряется с того места, где выходит из земли ближайший к границе ствол. И не важно, идет речь об основном стволе или нет. Ветви и листья могут расти над границей. В отдельных случаях, если ближайшим к границе растением является куст без центрального ствола, с множественными стеблями (например, малина, ежевика), расстояние измеряется, начиная с середины этого куста.
В случае несоблюдения предписанных соседским правом норм относительно расстояния от деревьев, кустарников, живой изгороди до соседского участка сосед вправе подать в суд на собственника растений. Как правило, по решению судебных органов растения подлежат удалению или же пересадке в другое место. В некоторых землях разрешается собственнику просто обрезать мешающие соседу растения на определенную высоту и ширину. С точки зрения садоводства, обрезка деревьев и больших кустарников в этом случае не имеет смысла, ведь таким образом проблему не решить. Растение будет продолжать расти, и впредь его нужно будет регулярно подстригать, чтобы выполнять законные требования, предъявляемые собственнику этого растения.
Стоит заметить, что право на предъявление претензий соблюдать предписанные законом расстояния до границ соседского участка может терять силу за давностью. Кроме того, в положениях о соседском праве некоторых земель установлены предельные сроки. Такое коварное положение германского права иногда является абсурдным. Так, к примеру, очень часто живая изгородь мешает лишь тогда, когда достигает слишком высоких размеров, но тогда уже поздно предпринимать какие-либо правовые действия в суде. Если уж назойливый немец, несмотря на истечение всех сроков, все же пожаловался в правовые органы на соседа за использование земельного участка, не отвечающего положениям соседского права данной земли, виновник – а это, как привило, собственник растений – вправе привлечь к ответственности своего горе-соседа.
Неудивительно, что аккуратные, можно сказать стерильные, и до мелочей продуманные немецкие поселки, в сравнении с украинскими, выглядят единым целым.
Перевод: Леся Васько
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»