На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит.
Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein), буквально: «Новый лебединый утес») — расположен около городка Фюссен в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.
Как и другой знаменитый замок «Линдергоф», этот замок обязан своему возникновению королю Людвигу II, Баварскому (1864-1886гг.).
Строительство замка началось в 1869 и продолжалось 22 года (до 1891). В понимании того времени это, конечно, не был полноценный замок– крепость, в которой вся архитектура подчинена обороне местожительства от многочисленных в то время захватчиков, а, скорее, роскошный дворец, в той же мере прекрасный, как и мало приспособленный для обороны. Король уделял огромное значение строительству замка и с юношеской страстью целиком и полностью отдался строительству. Несмотря на это, возведение замка продвигалось далеко не с такой скоростью, как виделось баварскому мечтателю. Дело в том, что соорудить в гористой альпийской местности столь сложное в архитектурном и коммуникационном плане строение являлось весьма непростой задачей. Люди тяжело трудились день и ночь, но все равно не успевали за полетом фантазии правителя, который, к тому же, постоянно пересматривал проект, в угоду вновь посетившим его видениям.
Начиная с 1873 года, строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году основной объем строительных работ дворца был завершен, были также сделаны интерьеры многих помещений. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где он проводил время в последние два года до своей смерти . Но король так и не увидел полного завершения строительства задуманного им замка. В 1886 году, после психиатрического обследования, король был объявлен сумасшедшим. В скором времени, при загадочных обстоятельствах, во время катания на лодке в озере Старнберг, низложенный монарх вместе со сделавшим заключение о его недееспособности психиатром, утонули.
В то время строительство Нойшванштайна было в самом разгаре. После кончины Людвига, строительство было приостановлено. Впрочем, вялотекущее строительство продолжалось, чуть ли ни до начала 20 века. В 1891 году грандиозный романтический проект был наконец-то объявлен законченным и сразу приобрел статус национального достояния.
Интерьеры замка производят впечатление театральной декорации, а отчасти и являются ею, поскольку создавались под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка.
Внутреннее убранство замка выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным культурам и эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Все выглядит органично и эстетично: колонны-сталактиты искусственного грота, вписанного в общую архитектуру сооружения, декадентский декор византийского стиля Тронного зала, в котором трон так и не был никогда установлен, изысканное и в то же время достаточно мощное освещение певческого зала своеобразного замкового театра, предназначенного для постановок романтических произведений Вагнера. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась далеко не во всех из них.
В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
Поражает внутреннее убранство «Зала певцов», стены которого отделаны фресками на мотивы оперы «Тангейзер» любимого композитора Людвига II - Вагнера, Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки.
Прямо под ним, на третьем этаже, расположена искусственная пещера со сталактитами и сталагмитами, которая должна была вызывать удивление у посетителей. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды.
Не могут не вызывать восхищение интерьеры спальни и личной молельни короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка – резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной резьбы, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения постоянно трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни украшены картинами на тему жизни Тристана и Изольды – легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Существует и одноименная опера Рихарда Вагнера, в свое время произведшая большое впечатление на романтическую душу Людвига.
Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина – причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван. Обращает на себя внимание врезанный в разрисованный стрельчатый свод, богато украшенный створчатый алтарь.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой – местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе – монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Она снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум.
И вообще, несмотря на стилизацию под средневековье, замок был технически оснащен по последнему слову технологий того времени. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения , а также воздушного обогрева
Местность, где расположен Нойшванштайн, выглядит также сказочно, как и сам замок. Замок расположен в красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, на фоне величественного горного пейзажа. Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить одну из важнейших задач архитектуры – вписать отдельно стоящий замок в окружающий ландшафт. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, замок вполне выглядит органично и не кажется чужеродным в горном пейзаже. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Считается, что самый лучший вид на замок и его окрестности открывается с мостика Мариенбрюке, расположенного над 45-метровым водопадом на высоте 92 м. Подвесной мостик в горах появился задолго до строительства Нойшванштайна, Людвиг, восхищенный великолепным видом, заменил старый мостик металлической конструкцией и назвал в честь своей матери.
Готические своды замка Нойшванштайн, средневековый дух, высокие сторожевые башни, романтическое веянье рыцарских походов и небывалых мифологических существ, грот Венеры и мавританские покои – все это как нельзя лучше слилось воедино у подножья самых высоких вершин немецких Альп, сказочного шумящего водопада и тишины лесов, и озер с лебедями.
Замок Нойшванштайн стал одним из туристических символов Германии и самым посещаемым туристами местом. Поток туристов в замок, предназначавшееся по замыслу короля Людвигу II для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через залы замка проходит около 6000 посетителей в день
В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский).
Правительство Германии внимательно относится к текущему состоянию национального достояния. В конце 20 века из государственного бюджета было истрачено свыше 11 миллионов евро на масштабную реконструкцию. Реставрационные работы, кстати, не прекращаются до сих пор – туристы регулярно обозревают ту или иную часть замка в строительных лесах. Но это, разумеется, не может никому испортить впечатления от посещения самой значимой достопримечательности этих мест – замка Нойшванштайн.
Рековец Петр, дендролог,
председатель правления
Киевского ландшафтного клуба