Среда немецких ландшафтных дизайнеров проникнута идеализмом, находящимся в гармонии с природой – и немецким дизайнерам не стоит прятаться в тени знаменитых английских садовых архитекторов. Хотим познакомить Вас с тремя самыми яркими мастерами ландшафтного дизайна современной Германии.
Скалы, нежные злаковые травы, высокие травянистые многолетники и водная гладь: эстетические, пропорционально сложенные сады, максимально приближенные к видам натуральной природы, созданные Петером Бергом, свидетельствуют о том, что мастер черпает вдохновение в очаровании и таинственности японских садов.
«Мы ограничиваемся тремя элементами: природным камнем, растениями, водой», - говорит Петер Берг. «Камни символизируют постоянство Вселенной. Им противопоставляются растения, которые периодически сменяются, поэтому являются символом непостоянства Природы. В идеале следовало бы добавить еще элемент воды». Такое впечатление, что сады Петера Берга созданы на века. Натуральный камень несокрушимый, причем чем он старее, тем больше в нем загадочности. «При оформлении садов я люблю использовать базальт, который выглядит сдержанно, стильно, благородно. Люблю, когда он покрывается патиной». Порфир или гранит садовый дизайнер считает доминирующими элементами, в присутствии которых зелень растений полностью теряется. Петер Берг работает с материалами различных размеров – от булыжников до крупных валунов, которые, конечно же, нуждаются в хороших партнерах со стороны растений, потому что пропорции в саду должны быть определены с самого начала. «Возле скалы метла будет смотреться не эстетично», - говорит Берг. Поэтому он любит работать с крупными кустарниками, если, конечно, позволяет бюджет.
«Наш стиль является эстетически натуралистическим, что подразумевает сочетание архитектуры с эстетической естественностью». Этому предшествует понимание природы. Берг любит путешествовать по сельской местности. «Во время путешествия по Бернскому высокогорью (Berner Oberland) я увидел кустики белого коровяка обыкновенного (Verbascum thapsus) между которыми рос синий аконит. Это выглядело настолько эстетично и совершенно, что захватывало дух». В то же время вдохновение для дизайна своих садов ландшафтный архитектор черпает в японском садовом искусстве: в использовании кустарников, камней, а также как при помощи этих элементов добиться естественности. Вот уже несколько месяцев Берг работает совместно с японским мастером ландшафтного дизайна Хуго Тории (Hugo Torii).
Берг считает садоводство бережным, регулируемым вмешательством человека в природу. В первую очередь, сад должен сочетаться с домом. Но это еще не все: решающее значение имеет также и окружающий культурный ландшафт, который Берг с удовольствием исследует. Хорошее планирование должно скрывать непривлекательность окружающей территории или же соседних домов. «Я разговариваю с клиентами, делаю эскизы непосредственно на месте, пока из эскизов не получится полноценный план», - описывает Берг свой метод работы. «Я люблю «играть» с пространством и высотами, с пропорциями, представляю, как все будет выглядеть через 15 лет». Архитектура, окружающее пространство и сад должны быть единым гармоничным целым.
Петер Берг пришел к садово-ландшафтному искусству не сразу, а окольными путями. После окончания первого этапа обучения в вузе по специальности «Строительная инженерия» он работал крупье в казино. Однако ему хотелось ощущать себя более значимым. Таким образом Берг выбрал для себя трудный, но интересный путь – путь в искусство ландшафтного дизайна. В 2000 году он вместе со своим деловым партнером Сюзанной Ферстер (Susanne Förster) обрел самостоятельность, создав свою фирму, в которой в настоящий момент работают двенадцать сотрудников, а также его сын Даниель. Фирма занимаются оформлением частных садов, а также садов для предприятий по образу и подобию тех трех, что в 2014 году были представлены Петером Бергом, его сыном Даниелем и бельгийским коллегой Андре Гомере (André Goemaere) на немецкой выставке садов «Landesgartenschau» в городе Цюльпих (Zülpich). Собственный сад Петера Берга находится в городе Зинциг (Sinzig) и расположен на крутом склоне. Рожденный в винодельческом регионе в долине Арталь (Ahrtal), ландшафтный мастер изменил облик склона, оформив виноградные террасы.
«Сад для меня – это вклад в улучшение состояния мира», - говорит Берг. «Чтобы отдохнуть от повседневной суеты, нам нужна эстетическая среда. Сад – это источник спокойствия и гармонии».
Ритм, гармони я и удар в литавры: в своей профессии Кристине Орель (Christine Orel) сочетает два свои увлечения – сад и музыку. На садовой выставке «Landesgartenschau», которая проходила в сентябре 2016 года в баварском городе Байройт (Bayreuth), мастер ландшафтного дизайна применила музыкальные основные понятия в сочетании с растениями.
Желтый тысячелистник, ярко-синий шалфей, шары соцветий декоративного лука – красочно и радостно выглядит такой цветник. При этом темные растения, такие как очиток с красными листьями и посконник пятнистый с винно-красными соцветиями, создают атмосферу спокойствия и серьезности. При правильном сочетании растения могут создавать настроение, это и воплощает в своих садах Кристине Орель. Ландшафтный дизайнер хочет «рассказывать истории», в первую очередь, при помощи травянистых многолетников и древесных кустарников. По мнению Кристине Орель именно они трогательно «шевелят» Землей. Возможно, когда речь идет о том, чтобы придавать композициям в саду определенные высоты. При этом внешний облик сада должен гармонировать с его внутренним миром. После создания скелета сада приходит время произвольной программы: время выбора зеленых насаждений, которые задают определенный характер и получают место, где они будут расти. При выборе растений следует учитывать не только климатические условия и какой тип почвы подходит для того или иного растения. «Где я? Как я могу здесь работать?», - такие вопросы задает себе Кристине Орель. На большой, открытой территории должны быть растения с крупной, сильной листвой. Тогда они будут выглядеть эффектно. В придомовом саду может быть абсолютно все по-другому. Для Кристине сад – это место для души. И чтобы создать такое место для клиента, необходимо иметь хороший фундамент доверия. «Я всегда пытаюсь понять: кто где живет и стараюсь перенести свои домыслы в оформление сада». В садах Кристине Орель всегда постоянно что-то цвести, а владельцы должны быть в состоянии самостоятельно ухаживать за своими садами.
Вместе со своим деловым партнером Андреасом Хайдрих (Andreas Heidrich) Кристине Орель руководит фирмой по ландшафтному дизайну, которая находится в баварском городе Герцогенаурах (Herzogenaurach). Вместе они занимаются оформлением приватных садов, созданием зеленых насаждений для садовых выставок, а также для общественных учреждений. Большие группы многолетников, предпочитающих от сухих, солнечных мест Средиземноморья до влажной тени, приспособлены к среде обитания: ландшафтный дизайнер предпочитает сажать бадан, горец остроконечний, пионы. «Эти растения и в букете выглядят гармонично», - со знанием дела говорит Кристине Орель, которая еще школьницей начала работать в одном питомнике для выращивания многолетников, позже набиралась опыта в испытательных садах Вайенштефан (Sichtungsgarten Weihenstephan).
Однако решающую роль в работе Кристине играет ее любовь к музыке. Возможно, она могла стать хорошим музыкантом, но Кристине Орель выбрала ландшафтный дизайн и использует растения, чтобы вызывать позитивные эмоции и хорошее настроение. В ее цветниках можно увидеть все – и гармонию, и диссонанс. «Главное – это ритм», - говорит Кристине Орель. При создании основной структуры сада ландшафтный дизайнер использует принцип повторения, повторяя при этом цвет и форму. В результате получается ритм. На сентябрьской выставке в городе Байройт (Bayreuth) Кристине объединила растения с четырьмя основными музыкальными понятиями. «Мажорный лад в музыке обозначается словом «дур» (Dur). Ему соответствуют веселые желтые и оранжевые оттенки, он вибрирует, имеет сильные формы», - говорит Орель. «При этом минорный лад обозначается словом «моль» (Moll). С ним ассоциируются созерцательные растения с серой и коричневой листвой. Музыкальный штрих стаккато (Staccato), предписывающий исполнять звуки отрывисто, отображают колючие, острые и объемные растения в то время, как штрих легато (Legato), показывающий, связное исполнение звуков с плавным переходом одного звука в другой, в ландшафтном дизайне можно реализовать при помощи мягких форм и изогнутых линий».
Красные стены, ультрамариново-синие деревья, крупная оранжевая морковь, растущая на лугу: Уте Виттиг (Ute Wittich) можно назвать художницей поп-арта среди ландшафтных дизайнеров. В ее садах центральная роль отводится краскам.
«Цвета – это прекрасно, во всем их разнообразии», - говорит мастер ландшафтного дизайна Уте Виттиг. «Они оживляют наш серый мир». Конечно, по желанию заказчика она оформляет и сдержанные, чисто белые или зеленые сады. Однако творческий почек Уте Виттиг проявляется в красочных элементах, например, как ярко-красная стена, из которой вытекает вода и попадает в бассейн. Креативный ландшафтный дизайнер разрабатывает проекты оформления не только частных садов, но и садов для предприятий и отелей. Одной из ее работ является дизайн озеленения нового Европейского квартала (Europaviertel) во Франкфурте. Осенью здесь добавится новый ансамбль со скульптурой, которую создал ее муж, художник Бернхард Егер (Bernhard Jäger), который тоже в полном восторге от красок. Ансамбль состоит из трех фигур синего и красного цвета. Их дополняют большие уличные вазоны тоже красного цвета, в которые Уте посадит цветы. При этом красный – это единственный цвет, с которым могут поспорить цветы: «Мне больше нравится красный приглушенный, не сияющий ярко-красный цвет. Для меня это уже перебор».
Самыми красочными являются временные сады Уте Виттиг, например, как ее мобильный травяной садик в ручной тележке, представленный на летнем фестивале 2015 в замке Иппенбург (Ippenburg). «Иногда я могу себе позволить чудить». За вкусным ужином с бокалом вина вместе со своим мужем Уте составляет план нового сада. По мнению ландшафтного дизайнера в этом деле очень важно иметь креативное мышление и креативное видение. «Я люблю смотреть по сторонам, интересуюсь искусством, музыкой, много фотографирую». Это позволяет посмотреть на сад с другой стороны и творить нечто-неожиданное. Так, в своих демонстрационных садах Уте Виттиг окрашивает бассейны в яркие цвета, прокладывает розовые дорожки, устанавливает зеркала в проемы каменной стены.
Тем не менее, ее любимый проект выполнен в мягких, сдержанных тонах: сад кармелитского монастыря во Франкфурте-на-Майне, наполненный приятным ароматом лаванды, для которой изящный зеленый фон создает строго подстриженная изгородь из тиса. Центральный газон во внутреннем дворе крытой галереи обрамлен декоративно-лиственными растениями, между которыми растут гортензии и пионы. Утте Виттиг не привязана к какому-то определенному стилю. Если нужно, она планирует и природные сады. Главное, чтобы сад в целом сочетался с домом и был близок по духу владельцу участка.
«Вдохновение для дизайна сада я черпаю в людях, для которых создается сад. Необходимо полностью проникнуться своей идеей. Это можно сравнить с солью в супе. В нашей профессии главное не пересолить или недосолить». Уте Виттих, которая проживает во Франкфурте, обладает лишь собственным садом на крыше, но он выполняет очень важную функцию – является местом отдыха. Для Уте садоводство – это отличный способ медитации. Несмотря на свой многолетний опыт, она с радостью познает неисчерпаемый по своей многогранности мир растений.
Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»