Сегодня мы начинаем новую серию статей на тему «Постиндустриальный ландшафт». Много предприятий были закрыты по ряду причин: ряд производств переместилось из Европы (и не только) в Китай, ряд технологий, а с ними и производств устарели, потеряв свою актуальность в современном мире, добавьте к этому территориальное разрастание городов и нормативы по размещению производств относительно населенных пунктов. В итоге автоматически возникла проблема: что делать с опустевшими предприятиями?
Один из вариантов решить эту проблему - оставить заводы, как есть; даже более того - не сносить здания и конструкции, а приспособить ландшафт под имеющиеся индустриальные «дворы».
В результате получили этакую метаморфозу (преобразование) ландшафта, не убирая при этом существующие конструкции, - своеобразный диалог (или если хотите – компромисс) между человеком и природой.
Следует заметить, что предприятия, как правило, занимают большие участки и имеют разные производственные зоны, а потому их участки часто будто поделены на фрагменты. Таким образом дизайнеру нужно работать с фрагментированным пространством, элементы которого не объединяются в единую картину, оставляя при этом природе право на спонтанность – вот как можно описать процесс создания индустриального ландшафта.
На языке инженеров этот процесс можно было бы выразить как «вписать ландшафт в ситуационную схему».
Чем такие участки интересны, так это тем, что тут уже стоят более чем своеобразные конструкции и, следовательно, для создания необычного экспрессивного ландшафта нет нужды воздвигать какие-либо малые архитектурные формы – тут архитектурные формы уже присутствуют и при том масштабные, малыми их никак не назовешь. При наличии воображения можно пересмотреть существующие конструкции и дать им новую жизнь с новым значением.
На самом деле индустриальный ландшафт – это пересмотр старых правил и комбинация новых элементов и даже новых целей! Новизна концепции индустриального ландшафта в том, чтобы, создать новый гармоничный ландшафт, сохраняя старые элементы, которые на самом деле могут быть как раз факторами, нарушающими этот самый баланс.
«Старые оставшиеся структуры стали артефактами, изменяющимися под воздействием природных факторов. Таким образом, эти артефакты символизируют экологию природных и технологических систем.» Из аннотаций к чертежам под общим названием «Идея сделать время видимым» («The idea of making time visible»).
Это об индустриальных ландшафтах в общем, ниже же мы предметно расскажем о примере такого парка недалеко от центра города Турин, что в Италии. Кстати, все приведенные в данной статье фотографии – фотографии упомянутого парка. Парк называется Парк Dora.
Проект по созданию парка Dora в Турине и реализация: 2004 – 2012
Проектные работы начались в 2004 г. после международного тендера
Исполнители: Latz + Partner - Генеральный Проектировщик;
STS S.p.A., Bologna - управление и надзор;
CMC Studio Ingegneri Associato, Turin - конструкторуктив;
Studio Pession Associato, Turin - архитектура;
U. Marano; Cetara - художник;
Pfarré Lighting Design,
Заказчик: Муниципальные власти города Турин
Площадь: 37 гектар
Что можно сказать об этом парке? Это крупнейший парк города, расположенный недалеко от центра. Его характерными особенностями можно назвать следующее: 1). Этот парк имеет промышленное прошлое, 2). Площадь парка ограничивают речка Дора (Dora), главные транспортные магистрали и относительно новые жилые кварталы.
В наследство от завода парк получил пять отдельных зон (или площадей, если хотите), имеющих разное функциональное назначение и эстетический эффект зависимо от качества бывших промышленных зданий и сооружений.
Мосты, лестницы, откосы и насыпи соединяют разные части парка одну с другой и с окружающими кварталами.
В рамках проекта «Турин – город воды» была освобождена из своих бетонных оков речка и сразу стала находкой для города. (Пройдя по ссылке сможете ознакомиться о реализации подобного проекта в Сеуле, где на месте скоростного шоссе устроили Парк с речкой)
Вместо заключения:
Позволим себе выразить свою точку зрения. Мы считаем, что направление «индустриальный ландшафт» оправдано как с экономической, так и с эстетической, и даже с воспитательной и образовательной точки зрения. Именно в таких парках молодое поколение может ознакомиться с организацией производства (что видно по оставшимся производственным зонам и строениям), воочию увидеть текучесть времени (по изменениям, которые будут со временем претерпевать конструкции), ощутить хрупкость и ценность окружающей среды.
Перевод:
Анна Журбенко
Специально для Интернет-портала «Ваш сад»