В восьмидесяти километрах от Парижа находится всемирно известная живописная деревушка Живерни. Своей популярностью она обязана знаменитому импрессионисту Клоду Моне, который жил и творил в ней на протяжении сорока трех лет.
В 1883 году художник приобрел в Живерни дом с примыкающей территорией. Поселившись в нем, Клод Моне активно занялся садоводством и первым, что он сделал для обустройства – вырубил темную аллею из елей и кипарисов, оставив только высокие пни, которые служили опорой для плетистых роз. Позже пни разрушились и их заменили металлическими опорами. Разросшись, розы образовали сводчатый цветущий тоннель, начинающийся у ворот и продолжающийся до самого дома. Из придомового участка, на который выходили окна, художник сделал живую цветочную палитру. Детальный подбор растений: их цвет и сорта сделали из обычной территории благоухающий цветочный ковер, разделяемый, словно краски в коробке, прямыми дорожками.
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Будучи выдающимся художником-импрессионистом, Моне так же был и талантливейшим ландшафтным дизайнером. С поразительной внимательностью и трепетом он относился к своему саду: искал подходящие растения, изучал, экспериментировал и обменивался семенами с другими цветоводами. В результате его сад превратился в цельную, хорошо продуманную композицию, которая с разных сторон отображалась на полотнах мастера.
Клод Моне много путешествовал и в своих поездках находил необходимые ему растения. Также много растений художник получал в подарок. Зная об увлечении хозяина цветами, знаменитые гости сада в Живерни (Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсаро и др.) привозили в подарок растения. Так, например, у Моне появились привезенные из Японии древовидные пионы.
В 1893 году Клод Моне расширил территорию своего сада, купив близлежащий болотистый участок земли с маленьким ручьем. В дальнейшем, при поддержке местных властей, художник создал небольшой пруд с очень извилистой береговой линией, который со временем был увеличен. Это так называемый «водный сад». Его Моне создавал, следуя советам гостившего в Живерни японского садовода. В «водном саду» много японских мотивов, в том числе увитый глицинией японский мостик, который часто встречается на полотнах Моне. По берегам были высажены плакучие ивы, рододендроны, бамбук, ирисы, розы и папоротники. Сам пруд украшали водяные лилии и любимые Клодом Моне кувшинки, ставшие источником вдохновения талантливого импрессиониста. Серию работ под названием «Кувшинки» Моне писал с 1899 года и до самой смерти. В известных всему миру работах чувствуется неповторимая атмосфера «водного сада».
Оставшийся в наследие от великого художника сад делится на две основные части: первая - это сад в традиционном французском стиле (цветочная часть) и вторая – «водный сад». Несмотря на условное разделение, сад хранит в себе идейную целостность, благодаря скрупулезному подбору растений и всех составляющих элементов. Цветовая гамма, так же, как и на полотнах Клода Моне поражает утонченным разнообразием тонов. Она меняется в зависимости от времени года. Так, ранней весной цветочный ковер радует взор изобилием тюльпанов и нарциссов, на смену им приходят ирисы, затем – пионы, лилии и маки. А осенью наступает пора хризантемы, георгины, астры и мальвы.
Клод Моне любил свою работу, семью, путешествия и конечно же свой сад, который является Меккой туристов, благодаря его совершенству.