Талантливый человек талантлив во всем. Если же это гений, как Антонио Гауди, то печатью гениального безумства отмечены все его творения - не только знаменитый собор и особняки знати, но и парки его родной Барселоны. Основатель "фантастического модерна" в полной мере давал волю своей изобретательности и таланту, избегая прямых углов и линий, подсматривая в окружающей природе формы и силуэты.
Наиболее известная работа Гауди в области ландшафтной архитектуры - парк Гуэль, который расположен на холме в пригороде Барселоны. В 1900 году Эузебио Гуэль выкупил этот холм, чтобы устроить здесь частный город-сад на английский манер. Участки в парке предназначались на продажу для застройки особняками, а всю инфраструктуру и места общего пользования Гуэль поручил разработать Гауди. Однако проект провалился: парк был расположен слишком далеко от центра, для тех, кто хотел жить в Барселоне, а для тех, кто хотел жить за городом - очень близко. В итоге наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.
Наиболее завершенная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот. Два "пряничных домика" обрамляют главные ворота парка, один из которых увенчан крестом, другой - "поганкой" - кровлей в виде шляпы гриба. Сейчас павильоны заняты сувенирной лавкой и кафе, но изначально они предназначались для привратников. За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и огромной мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадка - видовая терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья парапет (авторства Жузепа Марии Жужоля). Это один из самых больших предметов садово-парковой мебели - скамейкой или даже малой архитектурной формой назвать ее язык не поворачивается.
Рабочим со всех трех строек, которые в то время вел Гауди, было поручено подбирать на улице старую и битую посуду, плитки, бутылки. Подобранный практически с пола материал доставляли на холм, где особая бригада измельчала их, а вторая под присмотром Жужоля покрывала черепками парапет и лестницу. Этот первый мозаичный коллаж в истории искусства позже будет вдохновлять художника сюрреалиста Хоана Миро, который часами разглядывал скамью Жужоля в парке Гуэль, выискивая проступающие там и сям фрагменты изображений и надписей. Так что Гауди и Жужоля с полным правом можно назвать родоначальниками и сюрреализма, и поп-арта.
Парковая терраса одновременно служит крышей зала, врезанного в склон холма. Своды зала поддерживают 86 утрированных дорических колонн: Гауди избегал ордерной системы и симметрии. Эти своды покрыты медальонами, выполненными в той же черепковой технике. В этой мозаике преобладает глубокая голубая гамма, а материал использован самый что ни на есть бросовый: осколки бутылок из под розовой воды, цвет которых особенно нравился Гауди и битая глазурованная керамика. В гроте, который должен был служить рынком городку-парку, сейчас иногда проходят концерты.
Последнее, что успел сделать Гауди в парке, проложить хитроумную систему дорожек, по которой будущие жильцы должны были подъезжать к своим особнякам, а также возвести несколько причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к холму под самыми невероятными углами, скрученные и изогнутые словно смерчи.
Из семи десятков домов, которые планировалось построить в парке, были возведены только два - в качестве рекламных образцов, на деньги самого Гуэля. В одном из этих домов поселился Гауди с отцом и племянницей. Здесь он прожил двадцать лет, отсюда каждый день пешком ходил на стройку Главного дела всей жизни - Собора Святого Семейства, пока не перебрался туда совсем, незадолго до нелепой гибели от барселонского транспортного нововведения - трамвая. В бывшем доме Гауди действует музей, экспозиция которого содержит личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэля и особняков барселонской знати. Гауди стал одним из самых известных творцов облика каталонской столицы, а его скамейка - "голубая ящерица" - одним из символов Барселоны. Такой он был, этот фантазер - "Гений места" и демиург его зданий и парков.
Три парка - три стиля и три подхода к ландшафтной архитектуре. В них Испания предстает сотканной из разных культур - арабской, христианской, иудейской, что дает основания считать Пиренейский полуостров космополитическим перекрестком народов и их культур - во всех проявлениях, в том числе и в ландшафтном дизайне.