Наверняка, всем известно, что природа южноамериканской страны Бразилии, которая находится порой среди непроходимых джунглей, представлена многообразием видов диких и порой даже опасных экзотических растений.
Роберту Бурле Маркс по достоинству оценил часто встречающиеся в естественных условиях формы, размеры и оттенки родной флоры, тем самым обнаружив возможность природных ресурсов своей родной страны и смог убедить своих соотечественников в том, что собственно растительный мир и является неоценимым богатством родины и может быть истинным искусством.
Наряду с этим, Бурле Маркс первым начинает бороться против вырубки бразильских лесов, флору которых он так старательно изучал.
Родился Бурле Маркс в Сан-Паулу, но в детстве семья переехала в Рио-де-Жанейро. Именно здесь он получает от своего соседа, а позже друга, будущего дизайнера Лусио Коста первые уроки по ландшафтной архитектуре.
В 1930 г. Бурле Маркс создал свой первый проект - сад для дома, который построил Л.Коста. Позже разрабатывает сводовые и наземные сады, для здания министерства используя исключительно бразильскую флору. В 1958г. он разрабатывает сад Бразильского павильона на Международной выставке в Брюсселе, а в 1959 г. начинает работу над Восточным парком Каракаса в Венеции. В 1962 г. Бурле Маркс создает главный план для огромной территории восстановленных земель по береговой линии Рио-де-Жанейро. В 1963г. создает искусственный ландшафт для здания ЮНЕСКО в Париже, для посольства Америки в Бразилии (1967, 1972), для иранского посольства в Бразилии (1971) и для международного аэропорта, Рио-де-Жанейро в 1978г.
Известные сады Бурле Маркса, связанные со многими важными современными зданиями, привнесли значительный вклад в окружающую среду Бразилии.
Хотя детство Маркса прошло в стране с богатой яркой природой, идея сбережения и развития бесценной красоты родной флоры возникла в его сознании, когда он посетил Ботанический сад в Берлине. Именно здесь он был изумлен изобилием растений Бразилии, представленных в коллекции.
На сегодняшний день Роберту Бурле Маркс — известный архитектор и дизайнер тропических ландшафтов, творчество которого в данной профессиональной области сыграло значительную роль. Маркс участвовал в создании планов некоторых районов города Бразилиа, разработав сады и тщательно подобрав растения, способные озеленить сухое плоскогорье, на котором стоит современная столица Бразилии. Он работал в Рио-де-Жанейро, Каракасе и Бразилиа и особенно известен среди соотечественников как автор многих поистине амбициозных проектов, например, «висячих садов» в городе Бразилиа или мозаики тротуаров Копакабаны.
Искусство Маркса Бурле стало известно и за пределами его родной Бразилии. Так, он работал над различными проектами в Австрии, Франции и США, разработав сады для зданий Организации Объединенных Наций, Hilton Hotel в Сан-Хуане и Организации американских государств в Вашингтоне, а также планы некоторых построек в Санта-Барбаре и Майями штатов Калифорния и Флорида. А в 1991 году работы этого выдающегося архитектора были представлены на выставке в Музее современного искусства США. Надо отметить, что американские коллеги очень высоко оценивают мастерство Маркса как ландшафтного архитектора, отмечая не только его огромные технические навыки, но и научную сторону художественного озеленения, свойственную данному автору.
Для того чтобы использовать необычные растения в своих новых проектах, он систематически ездил в район бассейна реки Амазонки и в Юго-Восточную Азию в поиске оригинальных представителей разнообразной флоры, которые мог бы выращивать в саду своего дома. Кстати, эта «любительская» мастерская насчитывает более трех с половиной тысяч видов растений, более пятидесяти из которых названы в честь архитектора. Маркс Бурле стал поистине одним из ведущих в мире специалистов по изучению семейства бромелиевых и экзотических орхидей.
Сам Маркс Бурле всегда считал себя, прежде всего, художником, называя ландшафтный дизайн лишь способом составления рисунка с помощью флоры. Очевидно, именно поэтому в дополнение к моделям и чертежам его самых знаменитых ландшафтных проектов все выставки работ архитектора традиционно включают в себя картины, скульптуры, гобелены, ювелирные украшения, декорации и даже костюмы для театральных постановок, отражая возможное разнообразие флористических мотивов.
По словам Бурле «Сад должен обладать ясностью, чтобы быть понятным и его следует понять, чтобы им наслаждаться».
За свою жизнь Роберто Бурле Маркс воплотил в жизнь около 3000 ландшафтных проектов, где не было никакого подражания, ни один проект не был похож на другой. Роберто обучил множество ландшафтных архитекторов.
Садово-парковая архитектура Бразилии во многом развивалась благодаря Роберто Бурле Маркс, которая и сейчас вдохновляет людей.
В настоящее время Изабель Дюпрет, долгое время работавшая с ним, изучив его почерк, создала потрясающий сад в Сан-Пауло в банке Бостон, подобно саду на крыше Safra банка, который был воплощен в жизнь Роберту Бурле Марксом в 1982 году.