" Я думал лишь о чести и славе Франции "
Андре Ленотр
Андре Ленотр (1613-1700) – гений садово-паркового искусства, утвердивший французский классический регулярный стиль. До него в проектировании садов отсутствовали единство и целостность общей картины, господствовала разрозненность фрагментов.
Будущий придворный садовник Людовика ХІV родился в семье Жана Ленотра, главного садовника парка Тюильри. А дедом Андре был Пьер Ленотр – старейшина крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Первые работы великого ландшафтного архитектора - переустройство партеров в Фонтенбло (1645-1646) и проект террасы в Сен-Жермене.
Свой первый масштабный проект парка Андре Ленотр создал для министра финансов Николя Фуке, в его загородной резиденции.
Парк Во-ле-Виконт - знаменитый шедевр, являющийся плодом творения Ленотра, архитектора Лево и художника Лебрена.
Перед началом строительства был вырублен лес, разрушено три деревни, изменено русло реки, преобразован рельеф. Восемнадцать тысяч человек трудилось над реализацией задуманного проекта.
В период с 1655 по 1661 гг. на 100 га земли были преобразованы до неузнаваемости: целые залы создавались под открытым небом с помощью боскетов – замкнутых участков парка с насаждениями правильной геометрической формы, ограниченных живой изгородью, здесь располагались скульптуры, декоративные партеры, статуя Геркулеса, фонтаны, бассейн, водяной каскад, гроты и канал. Дворец, окруженный водой, связывал с парком подъемный мост.
Общий вид со стороны парка 1655-1661 гг.
Великолепие парка настолько потрясло Людовика XIV, что вызвало у короля чувства зависти и негодования от неимения подобной красоты. Все имущество Фуке было конфисковано в пользу государства, а сам министр финансов был арестован по обвинению в измене и расточительстве.
Основные положения творчества «короля садовников»:
И все это решается в едином художественном стиле.
Андре Ленотр - автор проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Но вершиной его творчества принято считать Версальский парк.
Строительство знаменитого Версальского парка началось в 1661 году. Более 8 тысяч га были преобразованы в грандиозный шедевр Ленотра. Около 50 лет ушло на создание этого великолепного парка, над строительством которого трудилось более 25 тыс. человек!
Нужно было проделать нешуточную работу, чтобы добиться полученного результата: осушить местность, вырубить редколесье, создать систему водных сооружений и многое другое.
Сам Большой дворец, вместимостью до 10 тысяч человек начал воздвигать архитектор Лево в 1668 году.
Через 10 лет к нему присоединился Жюль Ардуэн-Мансар.
Являясь центром парка, дворец обеспечивает величественное зрелище на всю королевскую красоту. Центральная композиция Версаля – фонтан Аполлона – бога Солнца, который стремительно направляет свою колесницу под трубное гудение тритонов в сторону дворца.
Этой фигурой Ленотр увековечил образ Короля-Солнце Людовика XIV. Неудивительно, что и вся остальная символика парка прославляет Аполлона, а с ним аллегорически и короля.
На центральной оси дворца находится второй фонтан, связанный с Латоной – матерью Аполлона. По легенде, разгневанный бог превратил в ящериц и лягушек жителей Ликии, которые не чтили Латону. Многоуровневый бассейн является иллюстрацией этой легенды.
С северной стороны дворца находятся еще три скульптурные композиции, изображающие купанье бога Солнца.
Вода – излюбленный элемент «короля садовников». Огромные суммы расходовались на работу фонтанов и каскадов. Главный Версальский канал имеет длину 1600 м и ширину 60 м! Были созданы целые аллеи фонтанов с высокими струями.
Очень бережно и трепетно Ленотр относился к цветникам, потому чаще прибегал к инертному материалу: цветному песку, мозаике из стекляруса, битому фарфору. А живые цветы выращивали в оранжереях и выставляли летом в вазонах. Сад, в представлении Ленотра, - это «зеленый город» с широкими улицами и узенькими переулками. Аллеи располагаются параллельно по 4—12 в ряд или расходятся лучами в разные стороны.
Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать им четкие геометрические формы. "Возведены" стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. В парке были использованы лиственные (липа, бук, граб, каштан, дуб, тополь пирамидальный, ясень, клен), хвойные (тис, ель) и даже плодовые породы (яблоня, груша, вишня).
Рощи Версаля созданы так называемыми «кенконсами», где деревья расположены группами по 5. Грамотное использование сочетаний прямых и извилистых линий, пропорций и оптических иллюзий помогло мастеру подчинить природу искусству.
Копий парков Ленотра имеется бесчисленное множество. Жаль, но после великого мастера не осталось никаких руководств или ученых трактатов, так что его многие профессиональные тайны до сих пор не раскрыты…
Анастасия Рогач
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»