Четыре века прошло с тех пор, как лучшие мастера своего времени по поручению бранденбургско-прусских королей создали захватывающий ансамбль замков и садов в резиденции прусских королей Потсдам. Самой главной достопримечательностью города является парк Сан-Суси с его знаменитыми замками и сооружениями.
Прогулка по парку
Парк Сан-Суси занимает площадь в 290 га и неразрывно связан с именами двух прусских королей. В 1743г. Фридрих II Великий обратил внимание на холм вблизи Потсдама, с которого открывался замечательный вид. Он приказал устроить в этих местах террасы для виноградников, а также сам лично заложил первый камень для своей летней резиденции замка Sanssouci, что в переводе с французского означает «без забот». В парке были созданы картинная галерея, китайский дом, новый дворец, дворец Новые Палаты, бельведер на холме Клаусберг, античный храм, храм дружбы и домик с драконами.
Наследный принц Фридрих Вильгельм IV, «романтик на троне», расширив парк и замок Сан-Суси, положил начало реализации второго этапа строительства парка. Под его руководством появились замок и парк Шарлоттенгоф, римские купальни, дворец Оранжерея, ансамбль Фриденскирхе с садом Марли, сицилианский и северный сады.
Давайте попробуем окунуться в увлекательный мир времен прусского короля Фридриха II и осуществим прогулку по замкам и садам парка Cан-Суси.
Беззаботный дворец Сан-Суси – душевное убежище среди виноградных террас
Роскошный и элегантный дворец Сан-Суси в стиле рококо, расположенный выше виноградных террас, был не только любимым местом отдыха Фридриха Великого, но также и его убежищем в тяжелые времена. Дворец, виноградные террасы и садовые партеры, являясь духовным центром парка, абсолютно полностью гармонируют друг с другом. Вдоль главной аллеи длинной в 2 км, словно жемчужины в ожерелье, один за другим тянутся строения, декоративные и фруктовые сады, лесные насаждения. Начинается аллея с обелиска на востоке и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне картинной галереи и Новых Палат аллея расширяется к ротондам с фонтанами, украшенными статуями.
Чарующий вид бельведера
Пройдя дальше через арки ворот, аллея ведет нас к бельведеру на холме Клаусберг. Бельведер в переводе с итальянского означает «прекрасный вид». С холма Клаусберг открываются истинно чарующие виды на парк Сан-Суси, на холмистый ландшафт и на город Потсдам. Двухэтажная ротонда, увенчанная куполом и украшенная двумя великолепными террасами, была прототипом дворца римского императора Нерона.
Новый дворец – королевская «фанфаронада»
Вниз по долине, на юг от бельведера, дорожка ведет через аллею из шелковиц опять в парк Сан-Суси к самому большому и роскошному творению парка 18 века– к Новому Дворцу. Сразу же по окончанию семилетней войны, Фридрих Великий велел построить этот дворец и сам назвал его «фанфаронадой», хвастовством. Занявшись таким дорогостоящим проектом, Фридрих Великий хотел продемонстрировать всему миру, что силы прусского государства не иссякли. В распоряжении многочисленных гостей короля было свыше 200 комнат Нового дворца, четыре парадных залы и театр в стиле рококо.
Китайский чайный дом
Справа от главной аллеи, в оленьем саду, находится великолепный китайский чайный дом – наглядный пример увлечения китайской модой. Внешний вид павильона определяется золотыми фигурами величиной в человеческий рост. Экзотический характер сказочно одетых китайских музыкантов и чаевников гармонирует с колоннами в форме золотых пальм. Великолепный стаффаж "à la chinoise" создали Петер Бенкерт и Йоганн Готтлиб Хеймюллер. А строительство павильона в форме листа клевера было поручено Йоганну Готфриду Бюрингу.
Купол домика украшает улыбающийся под зонтиком китайский мандарин. Китайский домик со своим экзотическим шармом принадлежит к самым красивым сооружениям 18 века.
Оранжерея – растения в кадках и итальянский мастер
Если дворец Сан-Суси и Новый дворец импозантно бросаются в глаза, то с Оранжерейным дворцом дело обстоит чуть по-другому. Великолепное сооружение, спрятанное среди деревьев у северной границы парка, было возведено в 1851-1862 г.г. по образцу итальянских сооружений в стиле ренессанс. Примером послужила вилла Медичи в Риме.
Территория оранжереи простирается на 300 м. В первую очередь, оранжерея служит зимней квартирой для экзотических растений. Чувствительные к холоду растения помещают в крылья здания. А в центральной части оранжереи Вы увидите Зал Рафаэля с 47 копиями полотен мастера.
Замок Шарлоттенхоф – прусская страна безмятежного счастья
С оранжерейной башни видна часть следующего участка пути. Если пересечь аллею шелковиц и идти вдоль главной аллеи, Вы попадете к Новому Дворцу. Слева от Дворца всплывает белый классический дворец Шарлоттенгоф. Это идиллическое произведение садово-паркового искусства было создано архитектором Шинкелем и садовым мастером Ленне. Поперек дворца в одну линию выстроены розарий правильной формы, дубрава, бывший пруд для разведения карпов и скульптура группы Ильдефенсо.
Садовый архитектор Ленне превратил равнинную местность в английский ландшафтный парк, основными элементами которого являются деревья, луга и вода. Каждый куст, каждое дерево имеют свое художественное значение. Ленне удалось искусно соединить парк Шарлоттенгоф со старым парком Сан-Суси, создав таким образом своеобразное единство архитектуры и природы.
Римские купальни – Италия в Потсдаме
По соседству с дворцом Шарлоттенгоф, вписываясь в созданный Ленне ландшафтный парк, расположен ансамбль Римских купален.
Две гермы Диониса, фрагменты помпейских колонн, античный саркофаг кентавра, фонтан, грядки с южными овощами и пышная растительность вызывают ассоциации с Италией.
Грядки внутреннего двора с кукурузой, табаком и артишоками словно подчеркивают характер сооружения.
В вытянутом парке Римские купальни создают такой себе отдельный, закрытый мирок, являясь одновременно частью всего парка.
Сад Марли – настоящая жемчужина садово-паркового искусства
На территории бывшего кухонного сада, Ленне создал в 1846/47 г.г. неповторимый пейзажный сад Марли. Поводом для создания такого сада послужило строительство мирной церкви Фриденскирхе, которая разделяла и в то же время объединяла две зоны с разными характерами.
Сад Марли со своими тропинками и кустарниковыми кулисами делится на две садовые зоны: одна направлена на колокольню, а другая – на виллу Illaire с мозаичными фонтанами и прудом с золотыми рыбками. Сад Марли является уникальным образцом ландшафтного и садово-паркового искусства 19 века.
На востоке от виноградных террас, по обеим сторонам главной аллеи, виднеются картинная галерея и грот Нептуна, служащий украшением и оживлением парка, а на западе – Новые Палаты и партер, засаженный фруктовыми деревьями. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов и живописные архитектурные развалины.
Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, часто называемый «прусским Версалем», в 1990 году был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Павильон-беседка в парке
Новые палаты
Кусочек дома с драконом
Красота, покой и тишина