Вилла Фарнезе, также известная как дворец Фарнезе или вилла Капрарола, - это большой особняк в городе Капрарола, провинция Витербо, Северный Латиум, Италия, примерно в 50 километрах к северо-западу от Рима. Ее не следует путать с дворцом Фарнезе и виллой Фарнезина, расположенными в Риме.
Вилла Фарнезе – массивное строение эпохи Возрождения, построенное около 1550 года, глядящее на Монте-Чимини, цепь густо поросших лесом вулканических холмов. Вилла построена из красновато-золотистого камня; как мощное строение в центре обширных владений Фарнезе, она всегда была не просто виллой для ведения сельского хозяйства и развлечений.
Форма виллы была предопределена "rocca", пятиугольным фундаментом крепости, на котором она построена и который был сконструирован в 1520-х годах Антонио да Сангалло Младшим и Бальтазаром Перуцци. Каждая сторона пятиугольника наклоняется вовнутрь в сторону его центра, что дает возможность вести огонь по предполагаемому противнику как из центра здания, так и из выступающих бастионов, расположенных по каждому углу крепости. Считается, что круглый центральный внутренний двор также был устроен в соответствии с требованиями, которые предъявляет пятиугольная форма.
Строительство виллы Фарнезе было заказано в 1559 году кардиналом Алессандро Фарнезе – внуком Папы Павла III. Своим архитектором он выбрал Джакомо Бароцци да Виньола, который работал на вилле в Капрароле до своей смерти в 1573 году. Фарнезе, судя по его письмам, был учтивым человеком, но семья Фарнезе в целом стала крайне непопулярной с приходом следующего Папы – Юлия III. Алессандро Фарнезе решил, что разумным решением было бы покинуть Ватикан на какое-то время. Итак, он выбрал городок Капрарола, расположенный в семейном владении Ронсильоне, который находился достаточно близко, но не слишком, от Рима и мог бы стать идеальным местом для строительства загородного дома.
Вилла – один из лучших примеров архитектуры эпохи Возрождения. Украшения используются весьма скупо, что позволяет достичь пропорций и гармонии. Хотя вилла доминирует среди своего окружения, ее строгий дизайн дополняет местность. Этот характерный стиль, известный сегодня как маньеризм, был реакцией на витиеватый стиль более раннего Высокого Возрождения, имевший место на двадцать лет раньше.
В 1559 году для работы на этом сложном и негостеприимном участке был выбран архитектор Виньола, который недавно доказал свои таланты при проектировании виллы Джулия на окраине Рима, предназначенной для Папы Юлия III. В юности Виньолы на его творчество огромное значение оказал Микеланджело. Его план строительства был следующим: пятиугольник, выстроенный вокруг круглого, окруженного колоннами внутреннего двора.
В ярусном внутреннем дворе расположенные парами ионические колонны стоят по бокам ниш, в которых размещены бюсты римских императоров, под простой аркадой, повторяющей план Браманте для "Дома Рафаэля" на Виа Джулия в Риме. Еще одна заимствованная у Браманте деталь – антаблемент, идущий над колоннами, связывающий их вверху, в то время как они стоят на отдельных основаниях.
Внутренняя крытая галерея, образованная аркадой, украшена фресками в стиле Рафаэля. К галерее и верхним этажам можно было добраться по пяти винтовым лестничным пролетам, идущим вокруг внутреннего двора; самый главный из них – Scala Regia ("Королевские ступени") – идет вверх через основные этажи.
Снаружи к вилле Фарнезе можно подойти по ступенькам, ведущим от деревенской площади; ряд террас начинается с подземной, вырытой в туфе, которая окружена крутыми извилистыми ступенями, ведущими к верхней террасе. Этот подвальный этаж в фундаменте представляет собой ряд подпорок и сохранившихся стен, кажется, что большие тяжелые решетчатые двери в грубых стенах ведут в караульные помещения крепости, а расположенные над ними внешние двойные винтовые лестничные пролеты с балюстрадой ведут к верхней террасе.
Она, в свою очередь, обладает формальным двойным лестничным пролетом, ведущим к главному входу на этаж 'Piano dei Prelati' (“Этаж прелата”). Этот похожий на бастион этаж, который является вторым нижним этажом, довольно простой, главная дверь – это простая арка, с обеих сторон которой расположено по три окна. Фасад на этом уровне ограничивается массивными крепкими выступами.
Над ним располагается двухуровневый piano nobile (бельэтаж), где пять огромных арочных окон доминируют в части фасада над парадным входом. Затем идут еще два этажа, многочисленные окна разделяются нарочито простыми пилястрами из резного камня.
Главный лестничный пролет или Scala Regia – это элегантная винтовая лестница, поддерживаемая парой ионических колонн, поднимающихся через три этажа, украшенных фресками Антонио Темпесты.
На бельэтаже 12 парадных комнат прославлены благодаря своим фрескам работы братьев Таддео и Федерико Зуккари в стиле маньеризма. На фресках изображены подвиги Александра Великого, Геракла и, разумеется, представителей самой семьи Фарнезе: в зале исторических хроник Фарнезе, украшенном братьями Зуккари, Фарнезе представлены в свои самые славные моменты, стены расписаны от пола до кессонированного потолка. Еще одна достойная внимания комната – Летняя столовая, также украшенная фресками и скульптурной работой, напоминающей грот. Участие в создании фресок принимали также такие художники, как Джакомо Цангуиди (иль Бертойе), Рафаэлино да Регио, Антонио Темпеста, Джакомо дель Дука и Джованни Де Веччи.
Сады виллы впечатляют не менее чем само здание. Тема крепости отражена во рве с водой и трех подъемных мостах. Из-за пятиугольного плана в сад выходят два фасада здания, каждый со своим цветником надо рвом. В нижний сад можно пройти по подъемному мосту от террасы бельэтажа. Это партерный сад с топиарием из самшита и фонтанами.
Здесь когда-то был театр. Идущая отсюда через лес аллея ведет к знаменитому Casino, небольшому жилому летнему домику. 'Catena d'acqua' (спускающийся каскадом ручей, ведущий в каменный бассейн) течет от крытой галереи летнего домика к расположенным ниже фонтанам. Витиеватый, украшенный фресками домик обладает своими собственными цветниками, то есть является виллой в миниатюре.
Алессандро Фарнезе умер в 1589 году, оставив свои поместья в наследство родственникам – герцогам Фарнезе из Пармы. Блеск виллы уже угасал, легендарная коллекция кардинала со временем была перевезена в семейное имение в Неаполе. В 19 веке вилла на некоторое время стала резиденцией наследника престола недавно объединенной Италии, но к этому моменту она практически пришла в упадок.
Сегодня Casino и его сады – одна из резиденций президента Итальянской республики. Нежилое основное здание виллы, которое принадлежит государству, открыто для посетителей. Многочисленные комнаты, гостиные и залы, украшенные мраморными скульптурами и фресками, и сама архитектура огромной, похожей на дворец виллы все еще являются весьма впечатляющими и внушающими трепет, как и в те времена, когда они только создавались.
Фото www.netpulse.ru