Поместье Коттесбрук пелес, что в графстве Нортхамптоншир, отделяет от окружающего мира широкая полоса леса. Близость к жилью угадывается, лишь, когда глазу открывается типично английская пастораль: огороженные непролазными живыми изгородями изумрудные поля, по которым лениво бродят овцы, и живописные куртины вековых деревьев, разбавленные сельскими домишками, возраст каждого из которых давно перевалил за сотню лет.
Вскоре мы минуем въездные ворота, затем старый мост, сложенный из тесаного камня, и перед нами открывается захватывающий дух ландшафтный дизайн. Посреди огромной поляны величественно возвышается старинный дом строгой архитектуры.
И с первого же момента явственно понимаешь, насколько нынешние хозяева преуспели в сохранении ландшафтной архитектуры здешних мест, тщательно оберегая аристократические традиции этого дома. Вы еще не успели ступить на земли поместья, а в воображении уже рисуются романтические сценки, которыми впору украшать старинные гобелены или фаянсовые сервизы: стройные дамы, наряженные в длинные шелковые платья, учтивые кавалеры осторожно поддерживают барышень под локоток, своры гончих вертятся под ногами, породистые скакуны переминаются с ноги на ногу, и все это под нежные звуки клавесина, льющиеся из окон…
Одноэтажный усадебный дом с элегантным фасадом из красного кирпича, с пилястрами и балюстрадой, украшенной вазонами из светлого известняка, был построен в начале 1700 г., а позже дополнен флигелями. Парадная зона, оформленная четко выстриженными в виде конусов и шаров кустами самшита, перетекает в огромный партер, расходящийся лучами от дома. Виста, уходящая далеко на восток, в сторону древнего храма, заканчивается глухой стеной леса, где в небольшой просвет, словно сквозь замочную скважину, пробиваются первые лучи восходящего солнца.
Продуманность ландшафтной композиции парадной зоны и тонкий вкус ощущаются во всем: в том, как сочетаются меж собой по объему и цвету кроны деревьев, как архитектурные детали перекликаются в декоре дома, как теплые оттенки камня, зелень листвы деревьев гармонируют с приглушенно-тревожной темой глубокого пурпура, звучащей лейтмотивом декоративных композиций.
Бордовые барбарисы соседствуют рядом с розоватыми соцветиями рододендрона, и тут же, в бронзовых потемневших вазах на высоких постаментах, установленных вдоль входной аллеи, пламенеет фуксия с пурпурной листвой и карминными цветками… Остальные растения пока просто заполняют пространство, но через какое-то время, когда придет их черед, здесь обязательно сложится другая, столь же пронзительная и все же изысканная композиция.
Одновременно с постройкой усадебного дома прилегающие земли были расчищены и превращены в пейзажный ландшафт, где неизвестный садовник, внимательно подмечая особенности этих мест, организовал висты и проложил дорожки к лесному озеру. Уже в ту пору сад был знаменит своими могучими ливанскими кедрами, коллекций уникальных растений, классической, строгой красотой. Не случайно знаменитая романистка Джейн Остин местом действия для романа «Менсфилд парк» выбрала именно Коттесбрук пелес!
Многие выдающиеся ландшафтные дизайнеры работали в этом саду, внося свою лепту в его преображение. Но именно творчество прославленного архитектора Джеффри Джеллико, виртуозно вписавшего в старинный ансамбль сад в стиле модерн, сделало это место исключительным и знаковым.
Джеффри Джеллико работал в Коттесбрук пелес в период 30–40-х гг. XX века, вплоть до начала Второй мировой войны. Работы Джеллико – это необычный подход к освоению пространства, где новые объекты, современная стилистика органично вливаются в контекст традиций конкретного места, как бы продолжая линию творчества прежних архитекторов, но с иной трактовкой.
Джеффри Джеллико прожил долгую жизнь (1900 – 1996 гг.), и в его творчестве отразились черты стилей как века прошлого, так и века настоящего. В результате Джеллико сформировал собственный, уникальный авторский стиль, глубоко повлиявший на последующее развитие искусства ландшафтного дизайна. Получив классическое архитектурное образование, он, по традиции того времени, завершал обучение в Италии. Ознакомившись с архитектурой и ландшафтом этой страны, он навсегда полюбил искусство эпохи Возрождения. Одну из своих книг, остающуюся, кстати, и по сей день бестселлером, он посвятил итальянским садам Ренессанса. В книге Джеллико впервые приводились подробные описания известнейших итальянских садов с указанием их точных размеров. Появление на свет этого труда подстегнуло интерес специалистов к садам данного периода. Для самого же Джеллико тема «Сад эпохи Возрождения» надолго стала ведущей, несмотря на то, что свои проекты он решал в духе модерна.
Вписывая свои торжественные, четкие и стройные композиции в английский пейзаж, Джеллико расширял пространство дома, «вынося» в сад еще несколько комнат и парадных залов, отвоевывал их у дикой природы. Сады Джеллико изобилуют малыми архитектурными формами: это античные статуи, огромные вазоны, фигурные скамьи, современная скульптура.
Его сады строятся «от архитектуры», но при этом насыщены растениями, которые то образуют плотные зеленые стены, то украшают далекие висты, то составляют роскошную обстановку зеленых комнат, готовых соперничать по богатству и изысканности с убранством самого усадебного дома и его интерьеров в стиле рококо. Растения отделяют друг от друга зоны сада, обрамляют арки и перголы, многократно отражаются в зеркалах воды…
Сад, просматривавшийся из больших окон гостинной, проектировался по тем же правилам, что и интерьер, к тому же был «динамичным»: здесь правили стихии – ветер, дождь, свет и тень, восходы и закаты, утренние заморозки и вечерние тени. Здесь порхали бабочки и пели птицы. Граница между домом и садом размывалась, дом перетекал в сад, сад проникал в дом.
Еще одним выразительным средством, без которого не обходится ни один сад Джеллико, является вода. Пожалуй, самый широко известный (по крайней мере по иллюстрациям) рукотворный ландшафт, где наличествует вода, – сад Shute House, выполненный этим великим мастером. Поверхность воды множит отражения, прорезает зеленые газоны голубыми, спокойными фигурными лентами либо падает журчащими каскадами, вовлекая весь сад в движение.
Работы Джеллико начала XX века демонстрируют нам типичные приемы садово-паркового искусства того времени. Так, в конце 19-го столетия в Англии широко распространился стиль Arts and Crafts (искусства и ремесла), последователи которого проповедовали идеал дикой нетронутой природы, естественности и полезности. Этот стиль, с рождением которого любое проявление помпезности и вычурности стало казаться смешным, отличался камерностью и тщательно продуманной простотой. Вскоре он широко распространился по всей Европе и, по общему мнению, спровоцировал возникновение модерна – нового «большого» стиля в европейском искусстве.
Сады, выполненные в стиле модерн, отличались размытостью границ между садом и природным окружением, плавным переходом от регулярной, парадной части сада к саду дикому, природному. Именно по этому принципу организован Коттесбрук пелес, там, находясь в регулярной части сада, мы уже можем любоваться лесными, дикими далями. Регулярная часть сада состоит из нескольких небольших уютных садиков, каждый из которых выступает со своей темой. Из въездной зоны в регулярную ведет «Аллея статуй», где на фоне фигурно стриженной плотной стены из самшита выстроились статуи античных философов, словно провожая вас в глубь сада, к ажурной белой скамье. «Садик с прудом» выглядит как большой парадный зал, залитый солнцем. В центре аккуратного квадрата – идеально круглый пруд. Тема покоя и равновесия, заложенная в плане, развивается и в объемах этого пространства. По четырем углам садика высятся деревья, разные по окраске листвы и форме кроны, они подбиты низкими приплюснутыми подушками стриженого кустарника и группками многолетников в серебристо-белой гамме. Белые кувшинки и голубые пестролистные ирисы на краю пруда, блики на воде и неяркое цветение вокру. В стенах из плотной зелени прорезаны проемы, откуда раскрываются далекие манящие виды…
Этот сад – перекресток всех дорог, начало сада или, если угодно, его конец, но уже здесь так красиво, что уходить не хочется!
Один из путей пролегает сквозь галерею, заросшую глицинией, на открытую террасу, откуда открывается потрясающий вид на просторный партер с трехсотлетними ливанскими кедрами.
Другой путь ведет в «Голландский сад». Здесь в контейнерах-кубах высятся фигурки из стриженого самшита – вылитый садик пряно-ароматических трав, который традиционно размещали рядом с домом.
По извилистому зеленому коридору попадаем в «Сад философов», выполненный как орнаментальный садик. Он разбит на четыре модуля, где в начале лета, окруженные самшитовым бордюром, задорно синеют шарики соцветий лука.
Оставаясь англичанином до мозга костей и бесконечно любя родной пейзаж, Джеллико разбивает и «Дикий сад», композиция которого построена уже по совершенно иным принципам. Здесь автор предельно внимателен к естественному пейзажу, в котором для него важен любой нюанс: неровности рельефа, поворот дорожки, отражения деревьев в реке, природная флора. Ничто не тревожит тишину и покой здешних мест, кроме лесных шорохов, журчания воды. И никакого видимого присутствия человека… Правда, этот дикий лес как-то необычно красив. И через какое-то время начинаешь догадываться о существовании садовника. На фоне могучих буков, ив и берез – колоритная экзотическая растительность. Пурпурные, золотистые, темно-бордовые клены, яркие, бушующие разноцветные рододендроны, заросли гуннеры... Cеребристые осоки, купены, ирисы, наперстянки, папоротники, примулы – так выглядит коллекция теневых растений вдоль крутого берега реки. Садик небольшой, но насыщен растениями разных видов, поэтому каждый шаг дарит вам новые и новые впечатления.
Образы Коттесбрук пелес надолго поселяются в мыслях. Видятся протяженные висты, ясность и звонкость планировочных линий, уют небольших уголков сада, великолепная коллекция растений. И, вспоминая увиденное, постепенно приходишь к выводу: если рукотворный сад на земле – попытка воссоздать уголок райского сада, то ближе всех к небесному идеалу сады Джеффри Джеллико.