Запасы нефти на Земле иссякают, и ученые подыскивают ей замену, исследуют новые виды сырья для производства горючего. Большие надежды они возлагают на строение и состав цветкового растения растительный мир планеты. Американский ученый, лауреат Нобелевской премии М.Кальвин обратил внимание на то, что сок некоторых растений из семейства молочайных содержит такие же компоненты, как и сырая нефть. По мнению ученого, особенно перспективен молочай масличный — кустарник умеренного и тропического климата Америки. Растение очень богато млечным соком, с 1 га плантации этого молочая можно получать 4—20 тыс. литров бионефти в год.
Растительный бензин можно извлекать не только из молочаев. Почти по всему миру распространилось травянистое растение ваточник сирийский, или эскулапова трава (в диком виде встречается и в Беларуси). Млечный сок ваточника вполне пригоден для получения сравнительно дешевой бионефти.
Среди «нефтеносных» растений есть и деревья. Во влажных тропиках Амазонки растет копайба — дерево из семейства бобовых, высотой до 30 м и диаметром ствола до 1 м. Если надрезать ствол, то из надреза за 2 часа может насочиться 10—20 л светло-желтого сока, богатого углеводородами. Следующую «взятку» с дерева можно брать примерно через полгода. Ударяя по стволу палкой, индейцы легко определяют, есть ли в сосудах дерева сок. Состав сока копайбы настолько близок к дизельному топливу, что часто им заправляют баки грузовиков.
В африканских полупустынях Заира и Танзании произрастает «нефтяное дерево», внешне похожее на ель. В его соке содержится большое количество углеводородов, к тому же без примеси серы.
Недавно китайские ученые на о. Хайнань обнаружили дерево синдора клабра, вырастающее до 30 м высотой. При достижении 12—15 м высоты растение начинает выделять жидкость, которая по способности воспламеняться ничем не уступает нефти. Европейцы окрестили это чудо «огненным деревом».
Так что, возможно, в недалеком будущем вместо нефтяных вышек станут закладывать плантации «нефтяных» растений.