Самая длинная река Европы является одной из самых загрязненных в России. Об этом свидетельствуют результаты исследования Всемирного банка. Проблема загрязнения Волги назрела уже давно, и виной тому не только регулярные загрязнения нефтепродуктами и сброс сточных вод, но и застройки водоохранных зон.
Плачевное состояние волжской воды подтверждают не только данные Всемирного банка. Достаточно упомянуть, что только за последний месяц на Волге зафиксированы два факта нефтяного загрязнения. Так, в конце сентября в Черноярском районе Астраханской области было обнаружено гигантское нефтяное пятно. Длина его составила почти километр, а общее количество нефтепродуктов - 32 килограмма. О том, кто мог слить в Волгу нефтепродукты, до сих пор ничего неизвестно. Еще одно пятно неизвестного происхождения длиной около 1,7 км было обнаружено в акватории правого притока Волги - Оке.
Загрязненность волжской воды уже сказалась на речных обитателях - доля рыб-мутантов на разных участках реки составляет около 90 процентов. Таковы данные исследований за прошлый год. В этом году число врожденных уродств у отдельных популяций мальков достигает 100%.
Улов местных рыбаков составляют в основном черноморские бычки, которые, несмотря на свою способность приспосабливаться к сложным условиям, мутируют, приобретая неестественный черный цвет. Пробы личинок рыбы обнаружили изменение количества лучей в грудном плавнике. По словам ученых, лишние лучи в грудных плавниках рыбы – то же самое, что 33 зуба у человека.
Вода становится опасной не только для речных обитателей, но и для людей. "Рыба-то, она, конечно, быстрее реагирует, человек медленнее. Но воду-то мы пьем одну", - говорит тольяттинский ихтиолог Игорь Евланов.
Недавно в Волге появились сине-зелёные водоросли. При разложении они активно поглощают кислород и выделяют до 300 видов органических веществ – ядов. Так как биомониторинг на крупнейшей российской реке ввиду отсутствия средств не ведется, 200 видов этих веществ до сих пор остаются неизвестными.
В то же время, недостаточно денег вкладывается в очистку стоков. Вода, которая забирается для водоснабжения Тольятти из поверхностного слоя Куйбышевского водохранилища, не очищается от вышеупомянутых токсинов, цитирует "Русский Newsweek" специалиста по сине-зеленым водорослям из тольяттинского института Владимира Селезнева.
Каждый год в пик летнего цветения пленка из сине-зеленых водорослей покрывает 20–30% поверхности водохранилища. Отмершие водоросли, попадая на дно, увеличивают содержание фосфора и азота и создают идеальную среду для собственного самовоспроизведения. В результате происходит вторичное загрязнение.
Ситуация осложняется тем, что после строительства дамб Волга потеряла способность к самоочищению. В интервью "Newsweek" специалист по донным отложениям Людмила Выхристюк рассказала о том, что волжские водохранилища практически непроточные: 90% поступающего сюда материала, в том числе излишки фосфора и азота, не выносится течением, а оседает на дне.
По прогнозу Выхристюк, если в ближайшее время не будет введен строгий контроль за сбросами загрязняющих веществ, накопление будет продолжаться, и Волга в итоге может превратиться в "зеленую клоаку".