Многие считают эти слова синонимами, но на самом деле это не так. Латекс (от лат. latex — жидкость, сок) — это жидкое содержимое млечных сосудов растений. Оно может быть прозрачным, молочно-белым, желтоватым или даже оранжевым. Особенно много латекса содержат растения из семейства молочайных, тутовых, сложноцветных.
К вечнозеленым однодомным деревьям семейства молочайных относится знаменитая гевея бразильская (Hevea brasiliensis), или «серингера» — именно ее сок обычно и называют латексом. Во всяком случае это самый знаменитый латекс на свете, из которого в промышленных количествах получают натуральный каучук (латекс состоит из этой смолы примерно на треть, остальное — углеводы, белки, гликозиды, соли, эфирные масла и пр.). С изделиями из латекса: мячами, обувью, игрушками, которые индейцы делали из сока гевеи, познакомился еще Колумб.
Слово «каучук» происходит от kahusu, или «каучу», — «слезы» млечного дерева на языке амазонских индейцев. В Европе большого интереса к нему не проявляли вплоть до XVIII века, когда французская экспедиция наткнулась в бассейне Амазонки на гевею и назвала ее сок «резиной» (от лат. resina, то есть «смола»). В следующем столетии это вещество, называя его то каучуком, то резиной, стали использовать при производстве различных прорезиненных вещей. Непромокаемая обувь и одежда были для той эпохи поистине невероятными; однако вскоре оказалось, что в холод натуральная резина-каучук становится ломкой, а в жару, напротив, размягчается, дурно пахнет и теряет свои эластичные свойства.
На этом история резины могла бы и закончиться, если бы не американец Чарлз Гудьир (давший впоследствии имя одноименной фирме по производству шин), который в 1839 году обнаружил, что, добавляя в каучук немного серы при нагревании, можно улучшить его прочность, твердость, эластичность, тепло- и морозоустойчивость. Этот процесс теперь называют вулканизацией, а получаемый при этом материал — резиной. Так что резина и каучук — тоже не полные синонимы.
Гуттаперча же — природный геометрический изомер каучука; ее молекулы не закручены в клубки, а вытянуты, поэтому она менее эластична. Добывают гуттаперчу вовсе не из гевеи, а из разных деревьев, растущих преимущественно в Малайзии и на Филиппинах, — палаквиума, пайена, бассия. В России тоже есть гуттаперченосные растения — бересклет и эвкоммия. Что же касается ценной гевеи, то Бразилия долго оберегала свое богатство — вывоз семян был запрещен под страхом смертной казни. Но в 1876 году британский шпион Генри Уикхем тайно вывез на судне «Амазонас» 70 тысяч семян, и вскоре по всей Юго-Восточной Азии — от Индии и Китая до Суматры — раскинулись плантации. Теперь лишь небольшая часть мирового производства каучука сосредоточена в Бразилии.
Любопытно, что вместе с семенами англичане ухитрились не импортировать самого страшного врага гевеи, грибок микроциклус (Microcyclus ulei). Компания Michelin, владелец больших плантаций гевеи в Бразилии, содержит большой научный центр, где с помощью селекции и биоинженерии борются с микроциклусом. Приезжающие в центр тщательно опрашиваются на предмет того, не собираются ли они вскоре посетить Китай или Индию — ведь микроциклус может прожить на человеке около недели, ожидая привычной пищи, и стоит ему попасть на плантации непривыкшей к нему азиатской гевеи, как те могут полностью погибнуть в течение нескольких лет.