Большинство ученых склоняется к мысли, что палачом философа выступил болиголов крапчатый. Это растение в Греции росло повсеместно, а симптомы, которые возникают при отравлении болиголовом, весьма напоминают то, что чувствовал перед смертью Сократ. Оказавшись в желудке человека, сок (или отвар) болиголова вызывает тошноту, часто — рвоту и понос. Происходит потеря чувствительности и постепенный паралич, начинающийся с ног. Затем наступает остановка дыхания, приводящая к летальному исходу. Болиголову требуется всего два часа, чтобы расправиться со своей жертвой. Недаром он выполнял в Древней Греции роль официального палача.
Это травянистое растение, нередко достигающее 1 м в высоту. Мелкие белые цветочки, сложены в соцветия-зонтики, высокий стебель покрыт красноватыми пятнами. Молодое растение иногда принимают за съедобную зелень, а корень болиголова путают с пастернаком, петрушкой или хреном. Главное отличие болиголова — неприятный (мышиный) запах, которое издает растение.
Содержащийся в болиголове алкалоид конин быстро всасывается в кровь, чем объясняется столь стремительное действие яда, и оказывает подавляющее влияние на нервную систему, благодаря чему дарует практически безболезненную смерть. Расставаясь с жизнью, Сократ в шутку просил принести в жертву Асклепию петуха. Таким образом он признавал гуманность подобной смерти и освобождал бога врачевания от ответственности. Какое отношение имеет Асклепий к болиголову? Все просто: с давних пор за болиголовом закрепилась слава не только отъявленного убийцы, но и мощного целителя, одного из любимых Асклепием растений. Лучшие врачи, чьи имена стали нарицательными (Гиппократ, Авиценна) признавали за болиголовом сильные целительские способности, в числе которых — лечение раковых заболеваний.
Как и многие растения, болиголов стал символом добра и зла, и только от человека зависит, чью сторону он примет, воспользовавшись силой, которую ему подарила сама природа.