В настоящее время топливо на основе масла широко не используется, однако ему пророчат большие перспективы. Правда, не в России – у нас распространению такого топлива пока мешает отсутствие законодательной базы.
Главным в проекте является то, что сырье для производства топлива является возобновляемым ресурсом.
А в Евросоюзе действует закон, согласно которому доля биотоплива в минеральном топливе должна составлять не менее 2,75%.
Таким образом, потребитель в Европе уже есть». Кроме того, по словам собеседника «Газеты.Ru», в ближайшие годы требования к топливу в Европе повысятся, и необходимый процент биотоплива составит 5,75%.
Также в компании отметили, что строительство аналогичного производства в России в ближайшей перспективе не рассматривается, хотя это и не значит, что таких планов не будет в дальнейшем.
Эксперты отрасли согласны с тем, что в России, в отличие от Европы, пока невыгодно заниматься производством биотоплива. «Все диктуется экономической целесообразностью, – объяснил «Газете.Ru» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – В России достаточно дешевая добыча нефти, и выращивать рапс исключительно для топливных нужд было бы нерентабельно. С другой стороны, в странах Европы запасов своей нефти нет, и им приходится пользоваться топливом на основе масла.
Все диктует его величество доллар.
Тем не менее, в России также обсуждаются возможности перехода к использованию рапсового масла. Как рассказала руководитель проектов по восстанавливаемым источникам энергии «Гринпис Россия» Вера Писарева, в настоящее время на обсуждение вынесен вопрос перевода на биодизельное топливо муниципальной и сельскохозяйственной техники в южных регионах России. «Рапсовое масло считается наиболее подходящим для моторного топлива, – говорит Писарева. – Кроме того, это один из самых чистых и экономически доступных видов альтернативного моторного топлива».
Впрочем, по оценке аналитиков, на данный момент биодизельное топливо не намного дешевле обычного дизтоплива. «Для использования топлива на основе растительного масла есть два пути, – рассказывает начальник аналитического управления ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. – Можно доводить масло до кондиции топлива (этерификация), а можно модернизировать дизельный двигатель так, чтобы он мог работать на чистом масле, однако в этом случае возникает проблема нагара».
По словам Шеина, сейчас этерификация выгоднее, так как модернизация двигателей – очень трудоемкий и долгий процесс. «Однако этерификация поднимает цену на биодизельное топливо, – говорит Шеин. – В перспективе, если будут масштабно модернизироваться двигатели и будет решена проблема нагара, это позволит перейти на использование практически необработанного масла, что сделает биодизельное топливо гораздо дешевле». По оценке эксперта, через 15–20 лет доля биодизельного топлива на основе растительного масла в мире достигнет 4%.