Издревле японцы ценили не только красоту самих цветов, но помимо этого они придавали в аранжировке цветов не меньшее значение веткам, листьям, травам. Казалось бы, несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который возможно использовать в выборе составляющих, композиции искусства икебана отличаются лаконизмом и сдержанностью.
Любой новый элемент, появляющийся в композиции, будь то лист или цветок, обязательно должен определенным образом гармонировать с другими, уже поставленными, цветами и играть свою роль в создании гармоничной картины, в которой сделан акцент лишь на главной идее. Эта роль может заключаться и в красивом изгибе ветки, и в красоте цветка, и в интересном взаимодействии различных растений. Так или иначе, но все растения в композиции не должны соперничать друг с другом, а наоборот — должны подчеркивать красоту основного элемента, главной идеи, отражающей настроение, замысел создателя композиции.
В основном, для композиции икебана свойственна сезонность, которая подчеркивает изменчивость и непостоянность природной красоты. Каждому растению присущ «свой сезон», к примеру, для цветущих веток сакуры, персика, глициний, ирисов это весна, осенью же в композициях преобладают алые хризантемы и листья клена.
Существует множество различных школ, пришедших в европейскую культуру из Японии — в первую очередь это школы СОГЕЦУ, ОХРА, ИКЕНОБО, как раз о последней мы и поговорим более подробно. История школы ИКЕНОБО — это история икебана, начало которой было положено в середине XV века. Название школы связано с именем монаха Сэнму — одного из первых японцев, который посетил Китай в начале VII века и привез оттуда самые первые сведения о цветочных композициях как таковых. Как гласит легенда, Сэнму поселился рядом с храмом около пруда «ике» в хижине «бо» и сам принялся составлять композиции из цветов в храме Роккакудо к изображению Будды. Как раз эти два слова и дали название одной из древнейших школ аранжировки цветов — Икэнобо. В дальнейшем потомки Сэнму продолжали и развивали его традиции, а с середины XV века по сей день школа Икенобо является одной из самых значимых в цветочном искусстве — более 30 млн человек по всему миру, занимаются в школе Икенобо. Сегодня этой школой руководит ее 45-й глава Сэнъей Икенобо, создавший такие современные стили как сека-сека-симпутай (1977г.) и рикка-рикка-симпутай (1999г.). Как мастер с большой буквы, Сэнъей Икенобо призывает проникнуться красотой окружающей нас природы и передать свое ощущение этой красоты в композициях икебана. При этом необходимо стремиться придавать цветам не заведомо красивую форму, а жизненную силу.
На протяжении более чем 500 лет истории икебана появилось множество различных стилей аранжировки цветов — этот процесс не прекращается и по сей день. Если поставить их в порядке по мере появления, то выглядеть это будет следующим образом: татебана, рикка, тябана, раннее нагэирэ, сека, современное нагэирэ и морибана, свободный стиль.
ТАТЕБАНА
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. С течением времени цветы в композициях татебана постепенно приобретали самостоятельное значение, никак не связанное с религиозным изображением. Цветы ставились для того, чтобы ими можно было просто любоваться. Постепенно композиция татебана превращалась в композицию под названием рикка.
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана (что означает «прямостоящие цветы»), которая ставилась в буддийских храмах перед изображением Будды в составе мицугусоку. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури татебана стала украшением ниши токонома в, так называемой комнате для занятий. Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка, и в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно.
Мастерами икебана школы Икенобо при храме Роккакудо разрабатывались самые различные формы и стили рикка. Все развитие цветочной аранжировки, также как и других видов традиционных искусств Японии, сформировавшихся в это время, находилось под сильным влиянием филосовско-эстетических представлений религии, безраздельно господствующей в то время, и эта религия — дзэн-буддизм.
Классическая композиция рикка воплощала в себе могущественную красоту природы, в которой отдельные ее элементы символизировали горные вершины и холмы, реки и водопады, горные селения и крупные поселки. Всего это стиль включает в себя 9 основных элементов. Тот или иной элемент рикка мог быть выполнен только из определенного материала, который должен четко соответствовать времени года и имел в композиции свое, точно определенное только для него место расположения. Помимо этого, горный ландшафт композиции рикка был как бы разделен на две части — солнечную «янь» и теневую «инь», что, в свою очередь, также оказывало влияние на выбор растительного материала для элементов, располагающихся в «инь» или «янь» частях рикка. Основополагающие элементы могли иметь помощников, которые также занимали в работе свое определенное место. Следовательно, традиционная рикка представляла собой очень хорошо сбалансированную, сложную и объемную композицию, имеющую, из-за особого расположения и наклона растительного материала, значительную глубину.
Мастера рикка выражали свое настроение посредством создания композиций в одном из трех стилей:
* Син. Строгий, сдержанный стиль для официальных церемоний, в котором главный элемент композиции, находившийся в центре вазы, устремлялся вертикально вверх.
* Ге. Это более свободный стиль, где основной элемент мог отклоняться в сторону, причем степень этого изгиба зависела от настроения автора. После отклонения верхушка ветки возвращалась к центру, и в результате создавалось впечатление устойчивого баланса композиции.
* Со. Свободный стиль, в котором главный элемент мог быть составлен не из веток, а из цветов или трав. Также это могли быть композиции в широких вазах, заполненных песком так, что поверхность воды видна не была. Эти композиции назывались суна но моно и их ширина была больше высоты.
В современном дизайне стиль рикка, уходящий своими корнями в средневековую историю Японии, нашел для своего выражения более актуальные формы. Современная рикка допускает более широкое использование разнообразных цветов, листьев и трав. Форма и размеры композиции, а также число элементов может варьироваться в зависимости от желания автора, создающего ее. Зачастую в эффектных и необычных работах современной рикка можно с большим трудом угадать внешнее сходство с монументальными традиционными композициями рикка. И все-таки, мастера икебана знают, насколько тесно эти различные стили рикка связаны со своими древними традициями.
ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.