Мало кто не слышал об одном из самых выдающихся творений испанского архитектора Антонио Гауди - парке Гуэля, привлекающем тысячи туристов со всего света своей красотой и оригинальностью. Побывать в нем всегда было моей мечтой.
Удивительна история создания этого парка. Идея тщательно спланированных поселков, в которых для удобства жителей будет взято самое лучшее от городов и деревень была высказана в 1898 году англичанином Э. Говардом в его книге «Города-сады будущего». В это время каталонский промышленник и политик Эусеби Гуэль, часто путешествовавший по Франции и Англии, был обеспокоен быстрой индустриализацией общества и отдалением его от традиций христианства и каталонской культуры. В 1900 году он поручил своему единомышленнику, а позже другу архитектору Гауди создать проект жилого комплекса для 60 богатых семей, предоставив ему большой участок на Лысой горе (ныне Туро-дель-Кармель), в то время отдаленный от центра Барселоны. С участка открывался великолепный вид на море и город.
Это был залитый солнцем невысокий (60 м), каменистый и изрезанный холм. Гауди создал проект с множеством символических деталей, связанных с Каталонией и христианством, при этом гармонично вписав его в существующий пейзаж, сохраняя для каждого строения возможность обзора окружающей панорамы. Кроме революционных на то время архитектурных решений, Гауди также занимался ландшафтным дизайном поселка.
Он уважительно отнесся к существующей исключительно засухоустойчивой растительности (сосны, рожковые деревья, оливы и т.д.), но решил несколько разнообразить ассортимент растений, используемых для озеленения поселка. Чтобы обеспечить растения водой, Гауди разработал систему накопления в подземные резервуары дождевой и просачивающейся сквозь скалы воды, которая в жаркое время использовалась для полива, комплексно решая проблему управления водными ресурсами и предотвращения почвенной эрозии после сильных дождей. Однако покупатели не спешили в отдаленный на то время район, поэтому из 60 планируемых домов были построены только два. В 1914 году работы были заброшены, а парк стал частной собственностью. В 1962 году архитектурный ансамбль Парка Гуэля был объявлен художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, а в 1984 году вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Описанию архитектурных творений, удивительной мозаичной отделки и символизма, заключенного в тщательно проработанных деталях парка от окон и крыш зданий до узора мощений и оград посвящено множество книг и статей. Мне бы хотелось подробнее остановиться на растительном ассортименте, выбранном самим Гауди для осуществления смелых идей.
Главный вход в парк со стороны улицы Olot сразу обращает на себя внимание, благодаря двум красочным, фантастической формы пряничным домикам, увенчанным грибом-поганкой и крестом, а также замечательной ковке ограждения с повторяющимся растительным мотивом - листьями хамеропса и бутонами календулы (использованных также в ограде дома Висенса).
Яркие мозаичные строения, в которых преобладают синий, желтый и красный цвета, выделяются на фоне пышной растительности, покрывающей склон горы. Сразу за домиками ранней весной посетители могут наслаждаться ароматом и любоваться пышным цветением акации серебристой (Acacia dealbata), у нас часто называемой мимозой. Органично и в то же время контрастно выглядят возвышающиеся над парком шапки пиний (Pinus pinea) и похожие на великолепные фонтаны, обрамляющие дороги парка, финиковые пальмы, осенью еще более красивые благодаря гроздьям ярко-оранжевых плодов. Дополняют общую картину величественные атласские и гималайские кедры с распростертыми ниспадающими на концах лапами, миндальные и сливовые деревья, инжир, вечнозеленые рожковые деревья (цератония стручковая, Ceratonia siliqua) и возвышающиеся над всеми по бокам от колоннады длинноногие пальмы вашингтонии.
Сразу за центральными воротами в парк ведет большая четырехуровневая лестница, покрытая мозаикой Trencadis и украшенная водопадами, гербом Каталонии и скульптурой дракона или алхимической саламандры, которая сегодня стала бесспорным символом Парка Гуэль и даже Барселоны. Мое внимание привлекла пышная растительность, благодаря которой такой, казалось бы абсолютно искусственный объект, замечательно вписывается в ландшафт. Самый нижний резервуар на уровне первого марша изначально был украшен искусственными сталактитами и стволами растений, среди которых скрыт циркуль-атрибут архитектора. Однако сейчас эти символы едва можно рассмотреть под пышной шапкой из нескольких видов папоротников: адиантум венерин волос (Adiantum capillus-veneris), адиантум прекрасный (Adiantum formosum), нефролеписы сердцелистный (Nephrolepis cordifolia) и возвышенный (Nephrolepis exaltata), которые в странах с теплым климатом (вплоть до Британии) с помощью корневищ быстро разрастаются вблизи источников воды и под кронами деревьев. Промежутки между папоротниками укрыты нежной сочной зеленью гелксины (или солейролии Helxine soleirolii), которая во влажных лесах Корсики и Сардинии покрывает мягким ковром поверхность почвы.
Второй фонтан украшен изображением каталонского флага и змеиной головы, обрамленных зеленью ажурных адиантумов и крупнолистной зантедескии (калла Zantedeskiya).
Расположившийся на верхнем фонтане мозаичный дракон греется на солнышке в окружении изящных листьев офиопогона японского (Ophiopogon japonicus 'Minor') - вечнозеленого многолетника, родом из Юго-Восточной Азии, цветущего весной изящными белыми или сиреневыми цветочками, собранными в колосовидную кисть.
По обеим сторонам обильно украшенной изразцами с растительными мотивами и мозаикой лестницы устроены специальные карманы, в которых пышно разрастаются душистая герань ( Pelargonium graveolens) - вечнозеленый многолетник родом из Южной Африки, обильно цветущий все лето розовыми цветочками и наполняющий воздух приятным освежающим ароматом и питоспорум Тобира, смолосемянник (Pittosporum tobira) - красивоцветущий вечнозеленый кустарник, родом из сухих субтропиков Японии и Китая, также цветущий ароматными белыми цветками даже в декабре.
Дорога налево ведет к дому Эусеби Гуэля, мы же налюбовавшись дорическими колоннами и мозаичными плафонами с изображением времен года спешим вправо мимо «Гипостильного зала» (в котором по замыслу Гауди должен был располагаться рынок) в парковую часть. Кстати под рынком построен резервуар емкостью 1200м³ для дождевой воды, которая просачиваясь сквозь песок, стекала по желобам между сводами и проложенным в колоннах трубам. Извилистый серпантин дороги ведет к главной площади парка со знаменитой извилистой скамьей и к виадукам. Здесь можно отдохнуть на уютных деревянных скамейках, греясь на солнышке или в тени пиний, а любуясь прекрасной панорамой Барселоны. Сразу на входе в эту часть парка меня ждали приятные сюрпризы. В качестве почвопокровного растения под кедром высажена фатсия (Fatsia), родиной которой являются остров Тайвань и Япония.
Чуть дальше эффектным фонтаном на клумбе выделялся роскошный формиум или новозелланский лен (Phormium tenax «Variegatum») - корневищный многолетник с мечевидными листьями, в летнее время украшенный собранными в метелки лилиеобразными цветками.
Клумбы на склоне холма между изгибами дороги засажены разноцветными лентами из засухоустойчивых, неприхотливых цветущих и декоративнолиственных растений. Чередование полос построено на контрасте растений с линейными и ажурными листьями, с зеленой и серебристой окраской. Линейные зеленые листья обеспечивают лилейники (Hemerocallis) и агапантус (Agapánthus), а серебристую ажурную зелень дают сантолина кипарисолистная (Santolina chamaecyparissus) и несколько видов шал фея: шалфей мучнистый (Salvia farinacea) и шалфей лекарственный (S. officinālis), а также высаженные здесь оливковые деревья. Некоторые ленты выполнены из розмарина и тимьянов. Как видим, цветущим растениям с приятным ароматом в парке уделяется достаточно внимания.
Периметр этого сектора парка обрамлен более высокими средиземноморскими растениями, среди которых выделялся роскошный куст мексиканской «медвежьей травы» дазилирион (Dasylirion serratifolium), поражающий почти округлой розеткой тонких, но жестких голубовато-зеленых, снабженных по краям колючками, листьев, количество которых колеблется от 100 до 300. В открытом грунте на растении появляются многочисленные, колокольчатые, белые, зеленовато-белые, желтые, коричневато-желтые цветки, сидящие на длинных цветоносах, выходящих из центра розетки. В отличие от агавы, растение после цветения не погибает. Рядом на фото слева виден мелиантус большой (Melianthus major). - скульптурное растение высотой до 100 см с красивыми листьями.
Поднимаясь вверх к виадукам, мы можем любоваться миксбордером из красивоцветущих кустарников и лиан, характерных для средиземноморских садов. Здесь множество сортов гибискуса китайского (Hibiscus rosa-sinensis) и олеандра, плюмбаго ушковидное или свинчатка (Plumbago auriculata), покрытая изящными синими цветочками. Густые куртины местного вида самой неприхотливой и морозостойкой пальмы, которую мы видели по всей Испании на обочинах дорог и даже на каменистых склонах гор, хамеропса приземистого (Chamaerops humilis) выглядят весьма эффектно. Хамеропс часто высаживают как на клумбах, так и в контейнерах.
Дальше дорога Розария ведет мимо волнообразной живой изгороди к виадукам, увитым ароматным жасмином (Trachelospermum jasminoides), глицинией и бугенвилией. Очень живописно выглядят ниспадающие каскадом серебристые цистусы ( Cistus ladaniferus и др.) и вечнозеленые плющи. Построив ряд сложных виадуков для сообщения между участками и решения проблемы террасирования склона, Гауди облицевал их местным камнем, подперев древоподобными колоннами, чтобы органично вписаться в окружающий ландшафт. Сверху виадуки дополнительно украшены каменными вазонами, в которые высажена привычная к жаре и сухости эффектная агава американская (Agave аmericana), происходящая из горных пустынь Мексики, за много лет культивирования одичавшая и встречающаяся в Испании повсеместно на обочинах дорог и горных склонах.
В одном из двух построенных на территории парка Гуэля домов Антонио Гауди жил с отцом и племянницей, отсюда каждый день пешком ходил на строительство детища всей своей жизни - собора Sagrada Família, пока не переехал туда за несколько месяцев до смерти. В этом доме открыт Дом-музей Гауди. Парк Гуэля по праву считается одним из прекраснейших творений великого мастера, неизменно привлекающих поклонников его таланта со всех уголков планеты.
Фото автора
Виктория Рой
ландшафтный дизайнер
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш Сад»