В живописной горной долине на юге Баварии, в отдалении от населенных пунктов (до ближайшей альпийская деревушки Обераммергау 8 км) в окружении чудесного парка, находится изящный замок короля Людвига II –Линдерхоф, который еще называют “маленьким Версалем в Альпах”. Именно после посещения Версаля во Франции в 1867 году у Людвига II возникли замыслы о строительстве нового замка в Альпах. В 1869 г. он приобрел владения в районе бывшего охотничьего домика своего отца Максимилиана II. Линдерхоф получил свое название от столетней липы (linderhof – "липовый двор"), произраставшей возле охотничьего домика.
Замок строился с 1870 по 1878 год под руководством королевского архитектора Георга Дольмана, создателя еще одного замка короля - Нойшванштайна.
После посещения Франции, у короля Людвига II появляется идея построить свой Версаль.
Первые планы дворца были сделаны в еще 1868 году. Это должен был быть "Новый Версаль" – монумент французским Бурбонам. Поэтому замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовик XIV, король Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин.
Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля. Обычно говорят, что это единственный из «сказочных» дворцов Людвига, строительство которого завершилось при жизни короля. Это верно в отношении здания в целом, возведение которого было закончено в октябре 1874 года. Но внутри и позднее кое-где продолжались отделочные работы, а за год до смерти короля началась реконструкция королевской спальни, окончания которой он уже не увидел.
Внутри дворца все поражает роскошью, изяществом и неповторимой красотой - драгоценная утварь и мебель из розового дерева лепка, гобелены, дорогие ткани, зеркала, интерьеры сверкающее золотом. В центре этой роскоши – Людовик XIV – на портретах, бюстах, статуях и безделушках. Огромные зеркала многократно повторяют эту пышность, воздвигнуть которую было по средствам только королю.
Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы. Среди них Ангело Квадлио и Вильгельм Гаушильд. В интерьерах Линдерхофа пышное величие барокко сочетается с интимной изысканностью рококо, легкого, игривого стиля, в котором битвы и великие герои уступают место любовным играм пастушков и пастушек. Сказочность и условность такого мира были очень близки Людвигу II, идеалисту и мечтателю.
В дворце множество роскошных залов, все они открыты для осмотра. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приёмный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Жёлтый, Лиловый, Розовый и Голубой.
При дворце, на территории 80 га, разбит великолепный парк– настоящий шедевр садово-паркового искусства. Создатель парка ,Карл фон Эффнер , в 1868 году разработал проект парка в подражание Версальскому парку.
При создании парка были умело использованы крутые взгорья вокруг долины Грасвангталь. Террасные сады в стиле Ренессанса, стилизованные партеры в стиле барокко и английский ландшафтный сад представляют как бы единую композицию необычайной красоты.
Мечтательный король Людвиг среди высоких Альп обрел настоящий райский уголок, который и сегодня зазывает туристов со всего мира.
Великолепный парк и на сегодняшний день является лучшим образцом, настоящим шедевром садово-паркового искусства.
Кроме собственно дворца Линдерхоф, комплекс парка включает множество других зданий разных стилей и эпох. О некоторых парковых сооружениях подробнее ниже.
Центр парка Линдерхоф – Водный партер, располагающийся перед центральным фасадом дворца. В центре бассейна – позолоченная группа фонтана "Флора и амуры". Струи фонтана могут подниматься на 22 метра! Нарушает геометрию сада массивная 300-летняя липа, давшая имя дворцу (на снимке справа).
Три террасы на склоне разработаны в Итальянском стиле. Среди декоративных особенностей – львы и фонтан "Наяды", на лестницах – многочисленные вазы, декоративные цветники. В середине комплекса террас – подобная гроту ниша с бюстом французской Королевы Марии-Антуанетты.
Эта часть сада, расположенная на трех уровнях, состоит из орнаментальных клумб с аллегорическими скульптурами. Французское влияние заметно в каменной скульптуре "Венера и Адонис", в фонтане с позолоченной фигурой Амура, пускающего стрелу" и каменном бюсте Короля Людовика.
Западный Партер был закончен в 1872 году первым из садов дворца. Среди красочных клумб возвышаются две позолоченные фигуры фонтанов: Фама – богиня славы и Амур – бог любви, сопровождаемый дельфинами. Каменные фигуры, символизирующие четыре времени года, майоликовые вазы, бюст Людовика XIV, придают саду особый декор.
Галереи с липовыми сводами непосредственно за замком уводят вверх по крутому северному склону от строго орнаментального сада-ковра в форме бурбонской лилии. Четыре статуи на концах галерей символизируют четыре континента. Вода стекает здесь вниз каскадами, по тридцати мраморным ступеням, в бассейн с фонтаном, украшенным скульптурной группой Нептуна.
Король Людвиг II, имеющий склонность ко всему восточному и уже украсивший зимний сад своей резиденции в Мюнхене индийским павильоном, приобрел в 1876 году Мавританский павильон, относящийся прежде к замку Эбиро в Богемии. Год спустя он был установлен, уже отреставрированный и частично расширенный, на небольшой возвышенности в парке замка Линдерхоф.
Южная возвышенность, предусмотренная королем вначале для постройки здания театра в стиле рококо, увенчана классическим круглым храмом с мраморной статуей Венеры работы И.Н. Гаутмана.
В 1876—1877 годах знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль построил в парке Грот Венеры — искусственную пещеру высотой более 10 м. Здесь ставили сцены из опер Вагнера. Чаще всего «Тангейзера». Для полноты впечатления в глубине грота располагалась большая тематическая картина. Искусственные скалы и сталактиты, гирлянды роз, обвивающие скалу Лорелеи, стол из искусственных кораллов, за которым иногда обедал король – вот обстановка таинственного грота. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали. Для певцов была предназначена лодка в форме раковины.
Система освещения, примененная здесь, считается одним из прообразов современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов. Иногда Людвиг устраивал на воде «театр одного актера» наоборот: разместившись в лодке-раковине, он слушал любимые арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.
Красоту парка дополняют окружающие его альпийские пейзажи
Рековец Петр, дендролог,
председатель правления Киевского ландшафтного клуба
Все фото , кроме фото интерьеров дворца (съемки внутри дворца запрещены) , сделаны автором, во время посещения замка Линдерхоф в 2011 году