Учёные уже установили механизмы, удерживающие уровень парниковых газов в долгосрочной перспективе на строго определенном уровне. Однако публикация в свежем выпуске Nature, ставшая заглавной темой сегодняшнего номера престижного журнала, показывает, что природе вовсе не так легко перебороть последствия повышения температуры, как казалось ранее.
В ходе эксперимента ученые наблюдали за газообменом в экосистемах, изолированных в двенадцати герметичных климатических камерах. Эксперимент длился несколько лет. Половина экспериментальных площадок продолжала получать воду, свет и тепло так, как если бы были в родной стихии, а вторая половина экосистем была подвергнута воздействию температур вроде тех, которые предсказывает к концу XXI столетия Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата. На третий и четвертый год условия вновь возвращались к типичным для оклахомских экосистем. В течение всех четырех лет автоматические приборы фиксировали концентрацию углекислого газа в атмосфере и измеряли газообмен между биосферой и воздушным пространством герметичных камер. Оказалось, что та часть экосистем, которая подверглась нагреву, по крайней мере в течение двух последующих лет демонстрировала значительное снижение способности к поглощению углекислого газа.
Площадки с "перегретыми" растениями и бактериями смогли переработать лишь одну треть от того количества СО2, которое оказалось по зубам экосистемам в нормальных условиях. Пониженная способность растений к усвоению и переработке углекислого газа в первый год учёные объясняют засушливыми климатическими условиями, в то время как замедленное восстановление баланса и на следующий сезон - задержкой в метаболизме микробов, которым для привычной жизнедеятельности попросту не хватает органически связанного углерода для дыхания.
По мнению авторов статьи, их работа впервые позволила выявить сложный характер отклика экосистем на изменение температуры окружающей среды. К тому же она показывает, что участившиеся в последнее время аномально жаркие годы могут в гораздо более значительной степени, чем ожидалось, снизить способность биосферы к поглощению СО2.