У каждого города или поселка есть свой «зеленый набор» — растения, которые лучше всего чувствуют себя именно в этом климате, на этой почве. Ялтинцев не удивляет растущая у подъезда пальма, магнолия или ленкоранская акация с розовыми пушистыми цветками. А где-нибудь на севере Крыма больше шансов прижиться у таких растений, как ясень или сосна. Директор республиканского сельхозпредприятия «Озеленитель» Любовь Медведева рассказала «1К», что зеленые соседи симферопольцев — это каштаны, клены, платаны, тополя, орехи. Реже встречаются катальпы — могучие деревья с широкими листьями, похожими на мастерок каменщика, и длинными стручками, а по границам парков иногда мелькают березы. Городские кустарники — черемуха, сирень, японская айва, спирея, жасмин, для живых изгородей используют бирючину, самшит.
И у всех них общая беда — отсутствие ухода. Это только кажется, что дерево достаточно посадить, а уж оно само вырастет. На самом деле его необходимо периодически окапывать, поливать, подкармливать и даже… мыть, хотя бы раз в месяц. Большая часть этих работ относится к сезонным — то есть не нужно круглый год привлекать к этому специалистов. Взять хотя бы симферопольские проспект Кирова или обновленную улицу Карла Маркса: деревья там обнесли решетками — но никто не вспоминает, что их нужно раз в год поднимать и перекапывать почву, иначе растения просто не могут дышать.
Ничего удивительного, что они чахнут и сохнут. Потом их пилят, а ветки обрезают только тогда, когда они уже упали на чью-то машину. «Сегодня деревья в городах растут произвольно, а ведь необходимо их обрезать, формировать крону, чтобы было красиво и чтобы потом не было ущерба от падения засохших веток», — говорит руководитель «Озеленителя». Более или менее регулярно проводят обрезку деревьев представители «Крымэнерго» и «Крымтроллейбуса», потому что ветки, соприкасаясь с проводами, могут вызвать их повреждение. Интересно, что симферопольская мэрия озаботилась тем, что составила список… аварийных деревьев: работники всех райисполкомов собрали сведения, где что уже накренилось, высохло, сильно мешает или вот-вот упадет. Ситуация абсурдная: если уже все аварийные деревья наперечет, зачем ждать, пока они рухнут? Все просто — на их снос нет средств. На уход и полив тоже.
Моль «минирует» каштаны
Уже третий год не только симферопольцы, но и жители других городов полуострова отмечают: с каштанами происходит что-то неладное. Еще далеко до поздней осени, когда они сбрасывают листву, а кроны уже рыжие, сухие. Видно, что деревья больны. Любовь Медведева пояснила, что каштаны поражены минирующей молью — эта небольшая бабочка откладывает яйца в тканях листа. Вылупляются гусеницы и выедают лист изнутри, чем их больше, тем тяжелее поражение, тем быстрее засыхает лист. На пораженных деревьях погибает до 90% листвы. А именно листья являются теми «фабриками», где вырабатываются и накапливаются питательные вещества: недополучая их, дерево голодает. И его шансы благополучно пережить зиму резко снижаются. Каштановая минирующая моль плодовита и за год успевает несколько раз отложить яйца.
Она, кстати, попортила каштаны не только в Крыму, но и в других украинских городах, в том числе в Киеве. В украинской столице, узнав о перспективе исчезновения символа города, срочно отыскали деньги на лечение деревьев. Правда, обработка инсектицидами, как посчитали власти, может быть небезопасна для людей, поэтому каштанам прямо в ствол сделают инъекции, каждый укол стоит $25 — 30. Учитывая, что лечение понадобится примерно 70% деревьев (в Киеве около 1,5 — 2 млн. каштанов), потратить придется огромные деньги.
Но ведь можно было обойтись намного меньшими суммами. «Еще в июне не было никаких признаков поражения деревьев молью, — вспоминает Любовь Медведева. — Они стали заметны позже, когда деревья выбросили листву. Если бы до этого бы-
ли проведены элементарные меры по уходу и обработке деревьев, не пострадало бы так много деревьев. Допустим, нет денег на дорогие препараты, но ведь часть вредителей была бы уничтожена при окапывании, мойке, обработке ствола такими доступными средствами, как бордоская жидкость или, на худой конец, известь».
Сажать надо!
В советское время в Крыму существовала республиканская станция по защите зеленых насаждений, в каждом городе были ее подразделения. В благополучные для озеленения времена на это не жалели средств. Любовь Медведева помнит, что, например, в первой половине 70-х годов только на Симферополь с учетом озеленения новостроек выделялось около 7 миллионов рублей. Несколько меньшая, но тоже внушительная сумма полагалась на текущее содержание, то есть на все работы по уходу за растениями.
Когда-то на каждого симферопольца приходилось около 17 кв. метров зеленых насаждений, сейчас оно уменьшилось в три раза — до 5 — 6 метров. Свежих данных о том, сколько сейчас в Симферополе зеленых насаждений, нет. Еще в 1992 году по инициативе «Озеленителя» была проведена инвентаризация, согласно которой ими было занято более 1,2 тыс. га земли в Симферополе. Парки занимали 122 га, скверы имели площадь примерно 40 га, рощи 28 га, бульвары 4,7 га, аллеи 0,4 га. Но если ситуация не изменится, то скоро инвентаризировать будет нечего.
Несмотря на то, что все зеленые насаждения находятся на балансе «Озеленителя», согласно закону о благоустройстве населенных пунктов, финансирование программ по озеленению должны осуществлять местные советы. Впрочем, власти не только не тратятся, но и не считают нужным, как того требует закон, согласовывать с балансодержателем строительство в зеленых зонах, размещение торговых палаток, укладку асфальта и т.п.
Тем более никаких планов по увеличению зеленых насаждений никто не строит, впрочем, как и по сохранению уже имеющихся. «А как же мелькающие в выпусках новостей чиновники, политики и представители общественности с лопатами, которые что-то сажают?» — может спросить внимательный читатель. Специалисты на такое замечание обычно реагируют одинаково: лучше бы, мол, вообще не сажали, чем устраивать работу на камеру. Посадить, допустим, посадили, а кто ухаживать будет? К тому же эти акции чаще подчиняются всевозможным политическим веяниями, приурочены к праздникам и памятным датам — а далеко не все из них приходятся на подходящий момент. Стоить вспомнить хотя бы июнь этого года и выпускников школ, сажающих розы на площади Ленина. Жара, растения в запотевших пакетах с обветрившимися корешками — и молодые люди в нарядных платьях, которые понятия не имеют о том, как нужно сажать их. Почву подготовили плохо, корешки не обрезали, не держали в специальном растворе. Почему нельзя было организовать это весной и сделать все правильно? Пропала часть посаженных роз — пропали деньги.
А ведь многим крымским городам, не имеющим таких ресурсов, как Симферополь, удается быть более зелеными, ухоженными и чистыми — с газонами, аллеями, цветочными бордюрами и ухоженными деревьями. Почему-то там средства на это находятся.