Японский сад, в отличие от европейского, являющегося олицетворением концепции торжества разума человека - творца над хаотичным и неорганизованным миром, реализует диаметрально противоположный взгляд на человека, природу и место человека в ней. Японский стиль сада подразумевает идею абсолютного совершенства природы, ее полноты и законченности. Миссия человека - открыть, понять и проявить эти законы во внешнем оформлении сада, привести в соответствие свою внутреннюю природу природе внешней, установить гармонию вещей.
Мысль о покорении внешней природы, ее преобразовании в соответствии с сиюминутными взглядами и веяниями моды в японской традиции отбрасывается, как ущербная и изначально тупиковая.
Тесно переплетаясь с буддийским учением, где природе отводится роль "равноправного собеседника" а не пассивного свидетеля, японская традиция возведения садов стала частью духовного совершенствования человека, наделила каждый фрагмент сада не только ландшафтной эстетикой, но и глубоким символическим смыслом. Каждый элемент садового интерьера, будь то песок, галька, камень или скульптурная композиция являются в японском саду частями единого целого, имя которому гармония. Единство формы и содержания чувствуется в мельчайших деталях, а весь сад воспринимается как единый организм, где душа человека разумного устремляется к своим неизведанным глубинам, обретает покой и умиротворение, восторг и очищение, силу и уверенность, в зависимости от "духа сада", который поселил в нем талантливый автор.
Японские сады различаются по своим функциям. Небольшие японские садики, имеющие иногда площадь в несколько квадратных метров, предназначены, как правило, только для созерцания. Более крупномасштабные проекты, условно называемые парками, могут служить для прогулок. Небольшие японские сады, как правило, располагаются на территориях буддийских храмов или по соседству с традиционными жилыми домами, как бы являясь продолжением их интерьера.
Большие ландшафтные сады, в меньшей степени зависимые от внешней архитектуры, рассчитаны не на одностороннее восприятие с домашней терассы, а на восприятие, как бы разделенное во времени, когда человек прохаживаясь по различным участкам сада, переживает с новой остротой все новые и новые ощущения, попеременно попадая в каменную сказку традиционного японского сада камней, из которого, как с каменного островка попадает затем на дикое побережье чудного водоема. Далее следует очередная деталь, которая призвана пробудить в вашей душе определенные переживания. Здесь нет мелочей, - есть подробности. Кажущаяся простота несет глубокий смысл. Непривычная европейцу художественная форма японского сада кажется органичной и естественной для традиций и условий этой страны.
Сад, как всякое символическое искусство, в японском понимании, должен открывать перед человеком возможность постигать вечное и отображать его в осязаемой, зрительной форме. Искусство создания классического японского сад,а тесно переплетено с каноническими буддийскими традициями. В веках менялась техника реализации идеи, но не менялась сама суть верности ее духу, эпохи накладывали свои настроения и тенденции на способы реализации идеи, но сама идея превосходства духа над тленной материей неизменно бережно передавалась из поколения в поколение.
Многие свойства традиционного японского сада не только доказали свою жизнеспособность временем, но и стали остро необходимы в наше время, время стекла и бетона, время, когда человек все дальше уходит от своей истинной непреходящей природы.