Буддизм тесно связан с растительным миром. Любовь человека к природе здесь стоит на особом месте. По преданию, Будда родился под деревом ашока, под деревом пиппал обрел просветление, свое новое учение проповедовал в манговых рощах и в тени баньянов - гигантских фикусов, а умер среди зарослей деревьев сал. Связанные с жизнью Будды, эти деревья считаются священными.
Один из самых важных буддийских символов – дерево Бодхи, под которым Будда достиг прозрения.
«Бодхи» – термин буддизма, который обозначает высшее состояние сознания, духовное просветление.
Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по другим источникам существует семь деревьев. Термин «Бодхи» характеризует дерево, подчеркивая его роль в жизни Будды. Считается, что достижение духовного просветления возможно только под деревом Бодхи, потому оно и является неотъемлемым атрибутом всех будд. Храм в Баруте – прямое доказательство значимой роли деревьев в буддизме. В скульптуре Баруты Будда представлен в виде символов: лотос, означающий его рождение, пиппал – просветление и т. д.
Важное место среди скульптур деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи.
Изображение дерева пиппал особо тщательно вырезано на памятном столбе Празенаджит.
Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, встречаются также баньян, фиговое дерево, сал и манго.
Манговое дерево можно увидеть чаще других. Так, оно изображено в рельефе, показывающим дароприношение в монастыре Джетавана. На одном из барельефов присутствует тала – широко известная пальма пальмира. Храм Санчи в Центральной Индии также указывают на то, что в первые века священные деревья играли для буддистов важную культовую роль.
Цветы в буддизме означают преходящий характер тела и приносятся в жертву при богослужении.
Лотос полон глубокой символики в буддизме и является священным цветком.
Будда считается сердцем лотоса, восседая на троне, который имеет вид полностью раскрывшегося цветка. По легенде, в момент рождения Будды с неба полил сильный дождь из лотосов, и всюду, где бы ни ступал божественный младенец, вырастал цветок огромного лотоса.
Бамбук в буддизме символ силы и гибкости — способствует восстановлению баланса энергий инь и ян.
В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша – «дерево желаний», его образ запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях.
Считается, что в лесу Вриндавана (дословно «лес из деревьев Туласи»), любимом месте Кришны, где 5 тысяч лет назад проходили его духовные игры, раньше произрастали кальпа-врикши. Однако какие именно это были деревья, установить не удалось. Кальпа-врикшей часто называют баньян и кокосовую пальму.
Кришнаиты убеждены, что эти деревья исполняют желания далеко не всякого просящего. Сначала нужно стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от всего материального. Оно исполняет желания только тех, кто заслуживает такой почести.
Дерево кадамба олицетворяет Радху – царицу леса и возлюбленную Кришны, а дерево тамала – самого Кришну. Много деревьев кадамба растет на берегах реки Ямуны. Они цветут мелкими золотистыми цветами, напоминающими цвет тела Радхи. Собранные в шаровидные соцветия, цветы наполняют воздух пьянящим травяным ароматом.
Трансцендентное тело Кришны, в котором он явился на землю, цветом похоже на синеватое дерево тамала.
Туласи олецетворяет Лакшми (супругу Вишну) или Радхи. В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная».
Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам оказывать туласи ежедневное почитание (поливать и т.д.) и собирать его листья для поклонения Вишну и Кришне.
Туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без него не может совершиться ни один религиозный ритуал. Деревце источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям помогает вылечиться от многих болезней.
Из веток туласи делают бусы и чётки, которые являются священным атрибутом вайшнавов и кришнаитов.
Согласно одной из историй, Туласи была одной из гопи (гопи — санскритское слово, означающее «девочка-пастушка»), которая влюбилась в Кришну и была проклята другой его возлюбленной — Радхой. В результате этого проклятия, Туласи из духовного мира попала в материальный мир, обретя форму растения. Известный кришнаитский гуру говорил о Туласи как о самой любимой преданной Кришны, поэтому её цветы и листья также очень дороги Ему.
Баньян посвящен хранителю мира – богу Вишну. В литературе фикус бенгальский – это то дерево, которое символизирует индуизм. Раскидывая свои ветви в разные стороны, питаясь от многих корней, баньян все же вырастает из единого большого ствола.
По преданию, сам Вишну превратился в баньян, потому в индуизме и совершается завязывание шнура на дерево и его «женитьбы» на Туласи. Поскольку это дерево-долгожитель, а его ветки пускают свисающие вниз корни, давая жизнь все новым «отпрыскам», оно считается бессмертным.
В заключение можно только произнести мантры из древних индуистских писаний: «О дерево! Ты стоишь передо мной на жизненном пути. Живи долго и будь счастливо… О дерево!»
Анастасия Рогач
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»