Для большинства европейцев создать композицию из цветов означает симметрично расставить цветы в вазе, японцы же в слово «Икебана» (дословно «цветы, сохраняемые живыми») вкладывают куда более сложное понятие. В Японии существует огромное множество школ, обучающих искусству составления букетов, наиболее популярные из них – Икенобо (Ikenobo), Соджецу (Sogetsu) и Охара (Ohara). Японцы также создали различные стили икебаны: стили различают зависимо от школы, растений и ваз, используемых для составления композиций.
Стиль рикка. Букет, составлен Сеньей Икебоно, главным наставником школы Икебоно |
Стиль шока шинпута, школа Икеноб |
Икенобо - наистарейшая школа икебаны, основателем которой считается буддистский священник Икенобо Сенкей (15 столетие). Согласно преданию Икенобо Сенкей создал стиль рикка («цветы, которые стоят»). В основе этого стиля - буддистское восприятие природы, ее красоты: семь ветвей композиции символизируют горы, водопады, долины и т.д. В настоящее время школу возглавляет Икебоно Сеньей, это уже 45-тое поколению ее последователей. Находится школа в храме Роккакудо (Киото), основателем которого считают принца Шотоку. Составление композиций в стиле рикка было прерогативой священнослужителей и аристократии, до тех пор, пока в конце 17 века растущий торговый класс не изобрел более простой стиль, получивший название сейка (seika) или шока (shoka). При составлении композиции в стиле шока используется всего лишь три основных ветви, символизирующие тен (небеса), чи (землю) и дзин (человека), главная цель композиций этого стиля - показать красоту самого растения. Еще одной известной с древности формой икебаны является нагеире (nageire), стиль, используемый в чайной церемонии.
Первая современная школа икебаны возникла в конце 19 столетия, когда Унсин Охара (Ohara Unshin), ёё основатель, ушел из школы Икенобо. Школа Охара дала икебане новый стиль - морибана (цветы, сложенные в кучу). Отличие стиля морибаны - растение устанавливаются в невысоких плоских вазах. Школа была основана в те времена, когда западная культура имела сильное влияние на культуру Японии, вследствие чего при составлении композиций в стиле морибана стали использовать растения западного региона. Впрочем, как и его предшественники, стиль морибана оставался формальным стилем. Под влиянием нового художественного движения 20 века возник стиль дзиюка (свободный стиль). И, все же, несмотря на все изменения, которые претерпела икебана, это искусство, как и прежде, оставалось искусством для высшего класса.
В тридцатые годы 20 столетия, и в особенности в послевоенные годы, интерес к икебане значительно возрос, в Японии открывалось множество школ икебаны, что привлекло в это искусство людей из разных социальных прослоек. В годы оккупации многие жены военнослужащих США брали уроки икебаны, и в последствии способствовали распространению ее за пределами Японии. Под руководством Тешигахара Софу (Teshigahara Sofu), основавшего в 1927 году школу Согэцу (Sogetsu), возник стиль зен-ейбана (zen-eibana), или авангардная икебана: при составлении композиций в этом стиле используются все виды современных материалов – таких как пластик, гипс и сталь.
Сегодня в Японии насчитывается около 3 000 школ икебаны и тысячи таких школ на земном шаре. Одна лишь школа Икенобо имеет 60 000 тысяч учителей по всему миру. На сегодняшний день в Японии искусством икебаны занимается приблизительно 15 миллионов человек – в основном молодые женщины.
Искусство икебаны можно условно разделить на два стиля: стиль морибана, (композиция в низкой вазе) и стиль нагеире (композиция в высокой вазе). Школа Согэцу для каждого стиля использует ряд какэй (образцов), что позволит даже новичку легко создать собственную композицию. Рассмотрим как пример Базовый Вертикальный стиль морибана.
Какэйзу для композиции, представленной слева (права защищены Фондом Согэтцукай). На фотографии показан вид спереди.
Шуши (shushi) – три основных ветви: шин (правда), соэ (поддержка) и хикаэ (выдержка). Расположение этих ветвей и кензан (kenzan), или поддерживающая металлическая конструкция, показаны на схеме какэйзу. Данная Какэйзу дает вид спереди и проекцию сверху. После изучения какэйзу мастер выбирает подходящие для шуши ветви и цветы, подрезает их в соответствии с заданными пропорциями, затем кензан помещают в вазу и наливают воду. Шуши фиксируется кензан (металлическими деталями) согласно какэйзу (схеме). Добавляются дзюши (jushi) или короткие вспомогательные ветви для укрепления шуши и сообщения букету глубины. Работа окончена, мастер осматривает композицию, поправляет детали, наносит последние штрихи.