В этом стиле главное для флориста — не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле.
Главная особенность декоративного стиля — плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты.
При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах.
Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной.
Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение.
Любая декоративная симметричная композиция должна иметь по меньшей мере одну ось симметрии. В большинстве таких работ соблюдается и ступенчатость. Однако для бидермейера и структурных работ она не характерна.
В декоративном стиле особенно выразительно смотрятся цветы симметричной формы — такие, как крупноцветная хризантема, пион, гортензия, тагетес. Меньше подходят стрелиция, фрезия, ирис и другие цветы с несимметричным рисунком.