Вряд ли найдется сегодня на земле более известный и более любимый цветок, чем роза. О ней сложено такое количество легенд, рассказано так много историй, спето так много песен, что можно написать несколько томов об этом удивительном цветке. В своем триумфальном шествии по миру непревзойденная красота и опьяняющий аромат этого цветка пленяли умы и коренным образом влияли на исторические события.
Индия - страна, пропитанная благовонными курениями, страна ярких красок, таинственных обрядов, медитации и йоги. Именно отсюда приходят самые первые сведения о розе, написанные в древнеиндусских сказаниях. Исходя из этих сведений, роза в древней Индии пользовалась таким почтением, что человек, принесший царю в дар этот цветок, мог просить у него всего что желает. Индусские брамины украшали розой храмы своих божеств, украшали их путь во время религиозных торжественных шествий, а цари осыпали розами свои опочивальни. Розами оплачивали налоги и дань.
Аромат же божественного цветка настолько любили в древней Индии, что дети царственных особ проводили в своих великолепных садах вдоль дорожек канавки, в которых текла розовая вода, которая, испаряясь, наполняла пространство чудесным ароматом.
Существует красивая легенда о происхождении чудного цветка в индийских мифах. Из распускающегося, составленного из 108 больших и 1608 мелких лепестков бутона розы родилась красивейшая из женщин Лакшми. Вишну, охранитель вселенной, увидев эту обворожительную красавицу, укрывающуюся в своей прелестной розовой колыбельке, увлеченный ее очарованием, разбудил ее поцелуем и, таким образом, превратил в свою супругу. С этой минуты Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза - символом божественной тайны. Благодаря этой легенде роза у всех восточных народов стала считаться священной.
Словно туманом, весь древний мир окутан сказаниями о прекраснейшем из всех цветков - розе. Очень хорошо прижилась роза в Персии (современный Иран), где поэты не уставали восхвалять в своих произведениях столь полюбившийся им цветок, создав огромное количество томов.
Как утверждает один из этих поэтов, роза явилась даром самого Аллаха. Однажды пред его лицо предстали все цветы и попросили назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который, хотя и был очень красив, но среди ночи забывал о своих обязанностях. Тогда Аллах, благосклонно их выслушав, внял их просьбе и дал им новую правительницу - белую девственную розу с острыми шипами, охраняющими ее.
Новую чудесную царицу цветов, к своему несчастью, увидел сладкоголосый соловей. Плененный ее необыкновенной красотой, в порыве нежности прижал он ее к своей груди. Когда соловей увидел эту новую чудную царицу цветов, то был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая алая кровь, брызнув из любящей груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.
Слово "гюль", которое переводится с персидского как "роза" для каждого перса и особенно для персиянки, является одним из самых прекрасных слов на свете, даже сама Пресия у поэтов получила название "Гюлистан" то есть "сад роз", и не зря, поскольку повсеместно в этой стране растут розы, без которых не обходится ни один парк, сад или двор, интерьер, а также ни одно торжество или праздник.
В Кашмире существует красивый праздник в пору расцветания роз. На улицы города выходят молодые девушки и юноши, которые несут в руках корзинки с розами. Гуляя по городу, они бросают ими в прохожих. Попадание розы в человека сулит ему счастье, поэтому тот или та, в кого попадает цветок, сразу же вручает попавшему небольшой символический подарок.
Больше всех среди персидских поэтов розу воспевал известнейший Хафиз, который похоронен в городке Кессер, который является самым большим в мире садом роз.
Согласно Корану, белая роза выросла из капель пота пророка Мухаммеда при его ночном восхождении на небо. Поэтому мусульмане наделяют розу очистительной силой и ни один мусульманин, никогда не наступит ногой на розу, а если на земле будет лежать лепесток, то он его поднимет и осторожно положит в чистое место. Такую же очистительную силу мусульмане приписывают розовой воде. Султан Саладдин, снова отобрав у христиан Иерусалим, не вступил в мечеть Омара, превращенную крестоносцами в церковь, до тех пор, пока всю ее не вымыли розовой водой. Для перевозки этой воды потребовалось более 500 верблюдов.
Так же сделал и Магомет II с храмом св. Софии после взятия им Константинополя в 1453 году. Перед тем, как превратить этот чудный храм в мечеть, он приказал его весь снизу доверху вымыть розовой водой.
Есть сведения о том, что Конфуций увлекался розами и что более 500 его томов из 18000 говорят только о розе. А в императорских садах роза произрастает в таком количестве, что ежегодно из нее получают эссенции на 50000 франков.
В Турции лепестки розовых роз применяют для того, чтобы осыпать ими новорожденных. Заменой розовым лепесткам в случае их отсутствия служит напоминающий их по цвету розово-красный газ, который ежегодно выписывают в Турцию и Египет в огромных количествах.
Доподлинно не известно знали древние евреи розу или нет. Встречающееся в Библии слово "шошам", которое переведено Лютером как "роза" некоторыми учеными трактуется как красная лилия. Но в Талмуде встречается история, согласно которой считается, что из крови невинно убитого Авеля выросла красная роза, поэтому считается, что красная роза должна являться украшением каждой еврейской невесты в день свадьбы. Есть гипотеза, что евреи узнали красную розу только по возвращении из Египта, который ознакомился с ней не раньше 7 века до н.э., поскольку только в это время ее изображения начинают появляться на папирусах и памятниках.